Posted 7 августа 2019, 21:11
Published 7 августа 2019, 21:11
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Обострение торгового конфликта США и КНР не самым благоприятным образом отразилось на нефтяных ценах — они начали падать. Любопытно, что это произошло на фоне обострения ситуации в Персидском заливе, что само по себе является залогом высокой стоимости черного золота. Очевидно, что нынешний внешнеполитический курс Вашингтона позволяет ему, с одной стороны, вести таможенную войну с Пекином, а с другой — продолжать оказывать давление на Иран.
Риски закрытия Ормузского пролива и начала широкомасштабной экономической конфронтации США и Китая пока уравновешивают нефтяной рынок и не дают ему впасть в крайности.
Уследить за столь сложными политическими играми не так просто. И хотя управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) понизило прогноз средней цены североморской нефти марки Brent в 2019 г. с $66,51 до $65,15, отраслевые эксперты подчеркивают, что серьезный военный конфликт в Персидском заливе никому не выгоден. Последствия его совершенно непредсказуемы, как и реакция нефтяного рынка.
Тем не менее военная эскалация в регионе возрастает. 5 августа министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф сообщил, что Тегеран больше не будет закрывать глаза на морские правонарушения в Персидском заливе. Заявление прозвучало спустя сутки после объявления властями Исламской Республики о задержании в районе Персидского залива танкера, перевозившего, по их мнению, контрабандное топливо для некоторых арабских стран.
«Иран имел обыкновение не обращать внимания на некоторые морские правонарушения в Персидском заливе, но более не закроет глаза на них», — отметил Зариф.
США в свою очередь, как и предполагали аналитики «НиК», продолжают наращивать антииранскую коалицию.
На днях стало известно, что Великобритания присоединилась к морской миссии по наблюдению за безопасностью в Ормузском проливе. Германия пока отказалась от этого шага, но как будут развиваться события — неизвестно. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас отметил, что Германия выступает за европейскую миссию. Он добавил, что вопрос не снят с повестки дня, но потребуется время, чтобы убедить ЕС провести такую миссию.
Позицию России сформулировала официальный представитель МИД России Мария Захарова. Она сообщила, что международная морская коалиция, создаваемая Вашингтоном, предназначена не для поддержания мира в Персидском заливе, а для силового давления на Иран. По ее словам, США специально взвинчивают ситуацию и под предлогом обеспечения свободы мореплавания усиливают военное присутствие в регионе.
«При этом втягивают в провокационные затеи и другие страны, даже те, которые в принципе далеки от данного региона. Как вы видите, вовсю формируют из них так называемую морскую коалицию. Это излюбленный прием последних лет — не формирование на международно-правовой основе сил для поддержания мира, стабильности, а создание неких коалиций, чьи полномочия практически не определены и не имеют под собой никакой легитимной почвы. Просто они действуют исходя из конъюнктурных интересов определенной группы стран», — пояснила Захарова.
Пока одним из главных итогов столь решительных действий США по защите судоходства в Персидском заливе стало намерение Ирана полностью выйти из ядерной сделки, если другие страны — участницы соглашения не будут защищать интересы Тегерана. Президент Ирана Хасан Роухани уже заявил о том, что выход США из ядерной сделки — стратегическая ошибка.
Напомним, что в 2015 г. Иран, США, Великобритания, Германия, Китай, Франция и Россия подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) по ядерной программе (ядерная сделка). Документ предусматривал постепенное снятие санкций с Ирана в обмен на сокращение им ядерной программы. Однако 8 мая 2018 г. США вышли из СВПД и вновь наложили санкции на Иран.
Опрошенные «НиК» эксперты также считают, что Вашингтон пошел на необдуманный шаг, выйдя из ядерной сделки с Ираном, хотя пока и складывается впечатление, что все идет по американскому плану.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов, касаясь ситуации с задержанием танкеров, отметил, что сама по себе контрабанда предусматривает нарушение законодательства какой-либо страны.
«Танкеру, задержанному в Гибралтаре, были предъявлены обвинения в намерении незаконной поставки нефти в Сирию, но доказать это очень сложно. Например, Израиль спокойно нарушает многие международные законы, опираясь на собственный суверенитет. Задержание танкеров — война заявлений, рассчитанных на то, что их воспримет именно международное сообщество. Иран в этой ситуации действует абсолютно зеркально. Тем не менее никому не хочется доводить ситуацию до полноценной танкерной войны. Пока идет игра на нервах», — заявил эксперт в интервью «НиК».
В то же время он считает, что Иран уже фактически вышел из ядерной сделки.
«Иран уже сделал заявление, что будет производить тяжелую воду, а это заявка на то, что в ближайшее время может производиться ядерное топливо. Отдельный вопрос — насколько разумным было решение США давить на Иран.
Соглашение по сокращению ядерной программы, подписанное 2015 г., Иран выполнял; не он первый пошел на обострение отношений. При этом Европа скорее находится на стороне Ирана. Европейские страны согласны идти на некие послабления, чтобы обеспечить в будущем какую-то возможность переговоров. В противном случае надо констатировать, что у нас появится еще одна ядерная держава», — заметил Анпилогов.
Он напомнил, что Иран не участвует во многих договорах, заключенных между СССР и США. Например, в договоре о нераспространении ядерного оружия в космосе.
«Иран может вывести свое ядерное оружие в космос, не нарушив никаких международных соглашений. США, разрушив всеобъемлющий план по удержанию мира, фактически развязали ему руки. Как говорится, худой мир лучше доброй ссоры. Скоро может начаться настоящая добрая ссора в Персидском заливе, от которой всему миру может стать плохо. Именно США сделали все шаги для того, чтобы эскалация конфликта пошла. И я не думаю, что ситуация может измениться, даже если Иран вернется к status quo, существовавшему до сделки 2015 г.», — указал эксперт.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что пока события в Персидском заливе разворачиваются в пользу США.
«Из-за риска судоходства в заливе участие местных игроков уменьшается. В результате у американцев появляется дополнительный сегмент на рынке.
Арест британского танкера свидетельствует, что скоро только суда под американским флагом смогут беспрепятственно проходить по этой транспортной артерии. И всем судам будет выгодно перевозить нефть под „американским зонтиком“. Очевидно, что пока разыгрывается именно американский сценарий. Ирану, а также странам ЕС он совсем не выгоден. Им нужен возврат в той или иной форме к ядерной сделке. Но непонятно, как этого добиться, поскольку в этом не заинтересован Вашингтон», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
Екатерина Вадимова