Posted 18 июля 2019, 09:13
Published 18 июля 2019, 09:13
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
Трубопровод «Северный поток» остановлен на техобслуживание до конца июля, транзит газа через Украину увеличился. Вместе с тем пока никто не может сказать, как будет работать украинская ГТС после 1 января 2020 г., когда закончится действие договора между Москвой и Киевом о транспортировке газа. При этом очевидно, что украинский транзит нужен как России, которая и не собиралась от него отказываться, так и странам ЕС, неплохо зарабатывающим с 2015 г. на российско-украинских газовых конфликтах.
В июне средняя цена импортного газа, который продают Киеву европейские трейдеры, составила $196 за 1 тыс. куб. м, свидетельствуют данные Минэкономразвития Украины. Издание Eurasia Daily сообщило, что на немецком хабе NCG российский газ продавался в среднем по $118. С доставкой до границы Украины он должен был бы обходиться в $138–148.
По данным «Газпром экспорта», в июне средняя цена российского газа на электронной торговой площадке составляла $129 за 1 тыс. куб. м.
Всего через Словакию на Украину поставили в первом месяце лета 1,1 млрд куб. м, а прибыль перепродавцов российского газа только за один не самый холодный месяц года составила более $70 млн.
При этом в «Нафтогазе Украины» постоянно заявляют о возможном прекращении транзита российского газа, а в связи с этим — о необходимости увеличить запасы хранилищ. Средств на это у компании нет, поэтому в июне были собраны заявки на выпуск евробондов стоимостью €900 млн. Их обслуживание обойдется украинской стороне в 7% годовых, или €63 млн. Газ для украинского бюджета будет стоить еще дороже. Если же учесть, что никакого реверса нет, так как никто не будет специально перекрывать трубу и транспортировать газ в обратном направлении, то речь идет просто о потерях украинского бюджета.
Впрочем, в действиях «Нафтогаза Украины», по мнению украинских политологов, есть определенная логика.
По их мнению, именно «Нафтогаз» заинтересован в обесценивании госкомпании, чтобы дешевле продать ее западным инвесторам.
«Ему интереснее выписывать себе премии и торговать российским газом из Европы, только с наценками. А то, что страна будет терять приблизительно $3 млрд в год, наверное, для них будет лучше, потому что чем меньше будет загружена труба, тем быстрее начнут говорить: „Давайте быстрее все продавать“. Их друзья на Западе с удовольствием купят обесцененный актив, а руководство „Нафтогаза“ со спокойной душой продаст и уедет в Лондон. Их страна не интересует», — заявил в эфире одного из украинских телеканалов политтехнолог Тарас Загородний.
Кроме того, как неоднократно отмечали российские отраслевые эксперты в интервью «НиК», все постсоветское время поставки российского газа через Украину были главным источником обогащения политиков этой страны. Сейчас ситуация не изменилась: украинские власти, отрыто демонстрирующие антироссийскую риторику, продолжают зарабатывать на запутанных схемах поставок российского газа. Просто в качестве посредников стали выступать европейские трейдеры, удачно наживающиеся на противоречиях Москвы и Киева.
Можно предположить, что, если бы в руководстве ЕС действительно существовало единое мнение о необходимости нового договора о транзите российского газа по ГТС Украины с прямыми поставками голубого топлива из РФ, документ давно был бы подписан. Но в этом случае европейские трейдеры потеряли бы премиальный рынок. Впрочем, отраслевые аналитики подчеркивают, что полное прекращение поставок газа по украинской ГТС не устраивает посредников, поскольку без транзита реверсные поставки станут гораздо дороже и их будет трудно осуществлять с технической точки зрения.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов заметил, что европейские трейдеры продают Украине тот же самый российский газ, но в случае прекращения транзита их бизнес будет под угрозой — они не смогут транспортировать небольшие объемы газа по огромным трубам.
«Фактически реверса не существует. Никто не качает газ по одной трубе в двух направлениях одновременно. Сейчас Украина берет российский газ, который идет по украинской ГТС в Евросоюз, а записывают его как купленный, например, в Германии. К существующей европейской цене приплюсовывают стоимость доставки сырья от Германии. Никто не гоняет газ в обратную сторону. А если это придется делать, „реверс“ станет значительно дороже. ГТС заполнена на транзитный режим, а если там будут только реверсные объемы, то себестоимость транспортировки будет очень высокой», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
По его мнению, договор о транзите, скорее всего, будет заключен, тем более что пока нет мощностей, которые могут лишить Украину ее ГТС.
«Будет ли Украина покупать газ напрямую у России? Я не уверен. Европейские трейдеры заботятся о своих интересах и будут продолжать это делать. России безразлично, кому продавать сырье, тем более что Украина постоянно требует для себя скидки, а нашей стране выгодно продавать без скидки, чем со скидкой»,
— указал эксперт.
Политолог Марк Калмыков также напомнил, что экономика Украины построена на газе. Если не удастся покупать его напрямую у России, будут обогащаться перекупщики. Он считает, что о продлении соглашений пока говорить рано.
«Есть разные мнения относительно вариантов развития событий. Возможно, ГТС Украины будет менять владельцев и ее купит некий западный покупатель. Тогда именно он будет регулировать транзит газа.
В любом случае до выборов в Раду (21 июля 2019 г.) нет смысла с украинской стороной договариваться. Договоры по газу можно ожидать не раньше сентября»,
— заявил эксперт в интервью «НиК».
Вместе с тем на Украине уже начинают говорить, что прекращение транзита российского газа может привести к катастрофе всей экономики страны. В частности, украинский экс-министр экономки Виктор Суслов в эфире NewsOne сообщил, что украинская ГТС изначально создавалась Советским Союзом под огромные объемы прокачиваемого в Европу голубого топлива; для ее работы требуется не менее 45 млрд куб. м.
«С 10 млрд куб. м система работать не будет — трубы [слишком] большого диаметра. Это значит, что целые регионы Украины вообще потеряют доступ к газу. Придется отключать предприятия, города, чтобы поддерживать давление. Это будет действительно техногенная катастрофа», — отметил Суслов.
Екатерина Вадимова