В международных СМИ появились сообщения, что администрация США рассматривает возможность предоставить Китаю некое исключение из режима запрета на покупку иранской нефти. То есть США могут разрешить Китаю нарушать введенные против Ирана тотальные санкции на экспорт нефти. Но, судя по последним событиям, такие поблажки могут быть даны исключительно Китаю. Другие попытки продать нефть на мировом рынке США и союзники намерены жестко пресекать.
Компании, отслеживающие движение танкеров в сотрудничестве с фирмами спутникового слежения, зафиксировали факты блуждания танкеров, вышедших из Ирана, по мировому океану.
Два танкера из Ирана с нефтью на борту благополучно дошли до Китая. Это утверждение было подкреплено снимками спутников, позволяющим точно идентифицировать как танкеры и их серийные номера, так и отследить маршрут. Отслеживанием передвижений судов занимались TankerTrackers и PlanetLab. Снимки со спутников были переданы заинтересованным сторонам (в данном случае — администрация США). Затем по техническим особенностям определяются названия танкеров, груз и его объем (по осадке, вычисляемой по теням), и трекеры столь же легко отслеживают весь маршрут.
Белый дом пообещал оценить ситуацию, но при этом попал в тупик, так как США сами же и ввели против Ирана санкции на продажу нефти.
Как теперь администрации США объявлять санкции в отношении китайцев, с которыми только что, на встрече G20 в Осаке, президент Трамп возобновил торговые переговоры? Кроме того, Китай открыто заявлял, что санкции против Ирана не признает и не допустит, чтобы они создавали угрозу энергетической безопасности. Сам Иран чувствует себя увереннее от того, что в покупке нефти заинтересован Китай.
За ситуацией с поставками следят в Конгрессе; «ястребы» подняли головы: почему для Китая нужно делать исключения? Но оправдание тут же нашли.
Белый дом выискал какое-то положение времен президентства Барака Обамы, позволяющее предоставлять «исключения в режиме акций» для взаиморасчетов по долгам.
А Иран должен Китаю за участие в разработке месторождений на своей территории.
Пройдет ли оговорка гладко, и воспользуются ли ей прочие потребители иранской нефти, включая Индию и ЕС, пока непонятно. Выход у Белого дома, конечно, есть: нанести удар по Ирану, одновременно объявив о предоставлении исключений из санкций по гуманитарным соображениям. Пока ясно, что Трамп очень не хочет связываться с ударами. Но изоляция Ирана не получается, а в режим санкций зияют большие бреши.
Но если Китаю покупка иранской нефти сошла с рук, то с танкером в Средиземном море случилось по-другому. Ранним утром 4 июля в Гибралтаре местные правоохранительные органы при поддержке британского спецназа захватили супертанкер Grace 1 с 2 млн баррелей иранской нефти. По сообщениям со ссылкой на главного министра Гибралтара Фабиана Пикардо, судно шло в Сирию в нарушение санкций ЕС. Груз, по предположениям, хотели доставить на НПЗ в сирийском городе Баньяс.
Суд Гибралтара продлил срок задержания танкера на 14 дней, но вскрылась новая подробность: задержанный танкер мог принадлежать российской компании. Об это сообщило иранское агентство Mehr. Судно связывают с компанией Russian Titan Shipping Line, которая зарегистрирована в Дубае, но ее российское происхождение полностью не подтверждено.
Впрочем, информация, что танкер принадлежит российской компании, подтверждается несколькими сайтами с базами данных о суднах, включая marinelike.com, BalticShipping.com и ships.lv. Между тем, танкер выбыл из панамского реестра 29 мая. Reuters указывал его в числе четырех судов, возящих иранскую нефть в обход санкций, а в качестве собственника — сингапурскую IShips Management.
После задержания танкера МИД Ирана вызвал посла Великобритании. Представитель МИД Ирана о захвате танкера с иранским грузом заявил, что «это деструктивный акт, который может усилить напряженность в Заливе. Иран не примет незаконный захват танкера Британией».
Недовольны и власти Испании — инцидент произошел в водах, которые Мадрид считает своими. Кроме всего прочего, советник Трампа Джон Болтон похвалил ЕС за поддержку санкций против Ирана, которые и вылились в форме задержания танкера.
Все, что происходит вокруг танкера, — это очень серьезное событие в свете последних заявлений иранского руководства, требовавшего от ЕС начать закупки иранской нефти с расчетами через специальный механизм.
Ответ иранцев будет резким. Как ни меняй систему расчетов за поставки нефти, физический груз в водах на входе в Средиземное море европейцы перехватили. И это лишь обострит ситуацию.
История с задержанием танкера в Гибралтаре вновь показала занятную сторону физического рынка. Сколько бы ни было невидимых рабочих схем с транспортировкой запретной нефти и режимами-изгоями под санкциями, всем им приходит конец. Появились спутники и фирмы слежения за танкерами, акваториями и любыми нефтяными объектами на суше и на море, жизнь сильно осложнилась. Но поставщики продолжают надеяться, что как-нибудь да «пронесет».
Задержанный в Гибралтаре танкер 23 дня болтался после выхода из иранского порта в водах ОАЭ. Затем самым малым ходом шел вокруг Африки, в надежде, что в итоге он что потеряется. Дальше есть вопрос, который пока дебатируются, — на борту была нефть или мазут?
На рынке есть мнение, что Иран может прибегнуть к тактике «зуб за зуб», прибегая к акциям в отношении судов ЕС в Персидском заливе.
Британия ссылается на санкции ЕС в отношении Сирии, что ставит ЕС в невероятно сложное положение: Евросоюз не может дезавуировать собственные санкции, но крайне не хотел бы лишний раз раздражать Иран.
Но никакие объяснения с Ираном в этой ситуации не помогут, тем более в условиях иранского ультиматума европейцам по поводу торгового и расчетного механизма. Все зависит от того, что Иран сделает по факту усиления напряженности вокруг поставок его нефти. Тем временем Иран уже начал обогащать урановую руду.
Сергей Суверов, старший аналитик «БКС Премьер» считает, что цены на нефть могут опять перейти в рост на фоне усиливающихся прений между США и Ираном. Тегеран пообещал увеличить обогащение урана после 7 июля до любого необходимого ему уровня, превышающего лимит, установленный ядерным соглашением 2015 г, заявил сказал президент Ирана Хасан Роухани. Это можно расценить как прямой вызов США и реакция Трампа, скорее всего, последует.
Пока что Министерство транспорта Китая повысило индикатор уровня опасности для судов под китайским флагом, проходящим Малаккский пролив, до третьего, наивысшего.
Между тем, Саудовская Аравия не выпускает иранский танкер из порта Джидда — судно было отбуксировано туда после поломки двигателя. Ремонт был сделан, и теперь саудиты выставляют счет за пребывание в порту в размере $200 тыс. в сутки. Иран, в свою очередь, обвинил Саудовскую Аравия в «захвате танкера в заложники».
Георгий Демидов