Ирина Поминова: Углеродное ценообразование позволит нивелировать внешние риски

3 июля 2019, 17:22
Россия должна иметь возможность ввести соответствующее национальное регулирование, чтобы минимизировать риски дискриминации российских товаров и услуг

Возможность введения в России углеродного ценообразования следует рассматривать как стратегическое направление нивелирования внешнеэкономических рисков.

Перспективы введения в России углеродного налога попали в центр широкого обсуждения в связи с развитием регулирования выбросов парниковых газов, предусмотренного планами мероприятий по достижению национальной климатической цели на 2020 г. и, особенно, по подготовке к ратификации Парижского соглашения по климату.

Углеродный налог представляет собой один из двух ключевых способов углеродного ценообразования, направленного на прямое стимулирование сокращения выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами. Обсуждению второго способа — системы торговли квотами на выбросы парниковых газов — в России уделяется значительно меньше внимания.

В современном мире растет озабоченность угрозами изменения климата и формируется тренд на распространение углеродного ценообразования (особенно он заметен в Европе).

Вместе с тем при введении углеродного ценообразования страны в значительной степени руководствуются экономическими интересами.

Для Европы, это, например, стимулирование развития альтернативных источников энергии и снижения зависимости от импорта традиционных энергоресурсов. Экономические интересы должны учитываться и при рассмотрении возможностей введения углеродного ценообразования в России наряду с другими механизмами сокращения выбросов парниковых газов.

Углеродное ценообразование — довольно чувствительный вопрос для бизнеса, так как оно связано с увеличением финансовой нагрузки (прежде всего в отраслях с относительно высокими выбросами парниковых газов, на которые обычно это регулирование направлено) и снижением конкурентоспособности на внешних рынках. В этой связи распространена практика освобождения отдельных отраслей от углеродного ценообразования (например, сельского хозяйства). Кроме того, страны, где действует такое регулирование, задумываются о введении заградительных мер для продукции из стран, где оно отсутствует, для поддержки конкурентоспособности национальных производителей.

При дальнейшем распространении углеродного ценообразования в мире эти планы могут получить практическую реализацию, и Россия должна иметь возможность ввести соответствующее национальное регулирование, чтобы минимизировать риски дискриминации российских товаров и услуг.

Возможность введения углеродного ценообразования в России на текущем этапе означает создание системы отчетности хозяйствующих субъектов по выбросам парниковых газов, отвечающей международным практикам и стандартам (работа в этом направлении идет), а также утверждение долгосрочного национального ориентира по сокращению выбросов парниковых газов.

Раскрытие углеродной отчетности приобретает все большее значение для зарубежных инвесторов. Так, углеродную отчетность обязаны раскрывать компании, прошедшие листинг на Лондонской фондовой бирже. Ряд российских компаний, включая крупнейшие компании ТЭК России, уже раскрывают данные по выбросам парниковых газов — в частности, в рамках проекта международного инвестиционного партнерства Carbon Disclosure Project (CDP).

Прим. «НиК»: Как заявили в Минприроды РФ, при определении пути развития российской экономики должны учитываться меры по низкоуглеродному развитию, принимаемые торговыми партнерами России.

По данным Всемирного банка, в 48 странах установлены либо запланированы к введению различные экономические формы регулирования выбросов парниковых газов. При этом углеродный налог ввели 29 национальных юрисдикций.

Как сообщили в министерстве со ссылкой на данные зарубежных экспертов, по объему выбросов парниковых газов Россия занимает пятое место в мире (около 4,5% от совокупных выбросов). В последние годы выбросы парниковых газов (без учета их поглощения) в России составляют ежегодно порядка 2,6 млн т и демонстрируют слабоположительную динамику (увеличение на 0,2–0,5% по отношению к предыдущему году).

#Ценообразование #Углеродный налог
Подпишитесь