Posted 29 июня 2019, 06:29

Published 29 июня 2019, 06:29

Modified 15 сентября 2022, 20:22

Updated 15 сентября 2022, 20:22

Тема недели: газопроводы к рынкам АТР

29 июня 2019, 06:29
Дежурные угрозы Вашингтона пока никак не повлияли на планы «Газпрома» по вводу в строй новых газотранспортных проектов как в Европу, так и в Азию

На прошедшей неделе «Газпром» подвел итоги своей работы за 2018 г. По многим параметрам они оказались рекордными. Случайно ли накануне годового общего собрания акционеров российского концерна комитет Конгресса США одобрил законопроект, предполагающий введение санкций в отношении лиц, причастных к реализации проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток»? Однако вполне дежурные угрозы Вашингтона пока никак не повлияли на планы «Газпрома» по вводу в строй новых газотранспортных проектов. Более того, появились новости о проекте газопровода «Алтай». Кроме того, Южная Корея напомнила о разработке газотранспортной артерии из России на Корейский полуостров.

В частности, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что точка невозврата по проекту «Северный поток — 2» давным-давно пройдена.

«Проект будет реализован, и в настоящее время, я хочу сказать, нет никаких правовых возможностей для того, чтобы проект „Северный поток — 2“ остановился. Поэтому планы, которые были намечены, они остаются прежними — конец 2019 г. Отсутствие разрешения Дании в настоящее время не является еще пока критическим», — заявил Миллер, общаясь с журналистами.

Работа над проектом «Турецкий поток» также идет в соответствии с графиком. Как сообщил глава «Газпрома», строительство его продолжения в Сербии и Болгарии должно быть завершено в конце 2019 г.

«То, что касается Болгарии и Сербии, „Газпром“ провел обязывающее бронирование мощностей, в этих странах развиваются новые газотранспортные мощности под поставку и транзит… Работы ведутся и в Сербии, и в Болгарии, срок окончания — конец 2019 г.», — сказал Миллер.

Для России, как и для других экспортеров газа, огромный интерес представляет рынок стран Юго-Восточной Азии, который имеет огромный потенциал роста. Как отметил на собрании акционеров «Газпрома» Миллер, самым перспективным рынком является Китай. В 2018 г. потребление природного газа в стране выросло на 18%, достигнув 280 млрд куб. м. К 2020 г. оно должно увеличиться до 360 млрд куб. м, к 2035 г. — до 620 млрд куб. м, причем более половины этого объема будет обеспечиваться за счет импорта. В связи с этим российский газ займет в нем существенную долю.

Для развития российского экспорта газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) «Газпром» создает новые центры газодобычи. В частности, в рамках реализации Восточной газовой программы компания занимается освоением Чаядинского, Ковыктинского месторождений, а также развитием Сахалинского центра газодобычи.

Ввод Чаядинского месторождения намечен уже на конец 2019 г., оно наряду с Ковыктинским месторождением должно стать главной ресурсной базой газопровода «Сила Сибири». По словам генерального директора «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой, работы по этому газопроводу ведутся полностью в соответствии с графиком, частично опережая его.

Торжественный пуск «Силы Сибири» планируется на 1 декабря 2019 г. За 30 лет по нему в КНР будет поставлено более 1 трлн куб. м газа. Как отметил Миллер, ввод в эксплуатацию газопровода станет важным шагом к формированию единого евразийского газового пространства и новой конфигурации мирового газового рынка.

Глава «Газпрома» сообщил и о судьбе второго газотранспортного проекта по экспорту российского сырья в Китай — «Алтай», или «Сила Сибири — 2». В частности, он рассказал, что в 2014 г. подписаны основные условия поставок газа.

«Большинство пунктов основных условий носят обязывающий характер. Там определены сроки — 30 лет, объемы — 30 млрд куб. м, профиль поставок и так далее. Фактически нет только одного пункта — цены. Когда мы с нашими китайскими товарищами договоримся по цене, сразу запустим этот проект в работу. Будем надеяться, что сейчас мы закончим один мегапроект — „Силу Сибири“, и я думаю, что наши переговоры по этому проекту активизируются», — отметил глава «Газпрома».

Он подчеркнул, что «Алтай» будет обеспечен не конкретными, пусть и уникальными, месторождениями, а газовым бассейном.

«Это будет не просто центр газодобычи, это будет вообще газовый бассейн, где газ будет добываться для потребителей в России и за рубежом в течение более 100 лет. В этом существенное отличие данного проекта от каких-либо других проектов. Ресурсной базой этого проекта является газовый бассейн», — напомнил Миллер.

Саммит G20, проходивший в Японии, также принес положительные известия о перспективах развития новых российских газотранспортных проектов в страны АТР. Министр энергетики РФ Александр Новак по итогам саммита сообщил, что проект строительства газопровода в Республику Корея через территорию КНДР есть на повестке дня, он изучается.

«Такой проект на повестке дня есть, и он изучается», — сказал он.

Эти слова российского министра прозвучали после заявления главы МИД Республики Корея Кан Гён Хва о том, что в случае улучшения ситуации на Корейском полуострове возможно рассмотрение строительства проекта газопровода из России в Южную Корею через КНДР.

Эти слова корейского министра выглядят особенно интригующе после встречи 30 июня президента США Дональда Трампа с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном на территории КНДР. Это вполне может стать поводом для развития экономического сотрудничества двух Корей, и энергетика в нем может занять не последнее место.

В последнее время именно Южная Корея высказывала мнение о необходимости возрождения ранее замороженного проекта 2008 г. по прокладке газопровода из России через небольшой отрезок китайской территории в Северную Корею, а затем Южную.

Предполагалось, что основой газопровода РФ — КНДР — Южная Корея станет уже построенная газотранспортная система Сахалин — Хабаровск — Владивосток. ГТС берет начало на Сахалине, пересекает пролив Невельского, проходит рядом с Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском, заканчиваясь около Владивостока. Общая протяженность трассы превышает 1800 км. При полном развитии с 14 компрессорными станциями система сможет обеспечить ежегодную транспортировку порядка 30 млрд куб. м газа.

Как ранее отмечали «НиК» отраслевые эксперты, технологически проложить трубу из РФ в Северную Корею несложно. Были сомнения, согласится ли Китай стать транзитной страной и не захочет ли он использовать весь газ на своей территории, а также позволят ли США развивать Корейский полуостров с помощью российского газа. Сейчас эти опасения остались, поскольку непонятно, как отразится на экономике Корей «прыжок» Трампа через границу с КНДР.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что Южная Корея очень сильно зависит от США, поэтому, если она озвучила вероятность прокладки газопровода, на данном этапе Вашингтон не препятствует проекту.

«Трамп — человек непредсказуемый: сегодня он целуется с Кимом, прыгает через границу, а потом он придет в себя и вспомнит, что его главная задача — сделать США ведущим поставщиком газа в мире. И тогда, возможно, он решит, что огромная южнокорейская экономика должна больше покупать СПГ из США. Бедная Северная Корея для американского энергетического сектора не привлекательна», — пояснил аналитик.

Он также указал, что еще непонятно отношение Китая к данному проекту.

«Пока неизвестно, хватит ли Китаю того газа, который будет поставляться из РФ, поэтому неясно, захочет ли КНР становиться транзитной страной», — отметил Журавлев.

Он указал, что Южная Корея очень хочет получать российский газ по трубопроводу, это даст огромный импульс для развития ее экономики.

«Крупные экономики Японии и Южной Кореи отчаянно нуждаются в дешевом газе. У них есть все, кроме углеводородного сырья», — сказал эксперт.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь