На форуме лидеров стран «Большой двадцатки» G20 президент США Дональд Трамп намерен встретиться с председателем КНР Си Цзиньпином и обсудить перспективы заключения торгового соглашения.
Встреча Трампа и Цзиньпина назначена на субботу, 29 июня 2019 г.
Накануне саммита неназванное лицо в администрации Трампа «проговорилось», что задача встречи — возобновить торговые переговоры.
В США хотят, чтобы Китай вернулся на позиции, которые он занимал до оглашения решения о прекращении переговоров, то есть снова согласился пойти на уступки, которые грозят потерей мирового лидерства. Пекин на это явно не согласен.
Никаких условий по снятию уже введенных тарифов в ходе новых переговоров в Осаке американская делегация не примет, уступок Китаю США делать не намерены. Возможно, будет достигнута договоренность не вводить новые тарифы (как жест доброй воли со стороны Штатов), но пойдет ли на такие уступки американская сторона — неизвестно. Об этом сообщил неназванный источник в Белом доме.
Шансы на возобновление переговоров источник в администрации президента США оценил как высокие. Китайскую делегацию по-прежнему возглавляет вице-премьер Лю Хе, но в нее включены новые лица, возможно так называемые «ястребы», то есть люди, занимающие по отношению к США очень жесткую позицию. Поэтому вполне вероятно, что переговоры будут идти месяцы и даже годы.
Далее последовали официальные комментарии. Министр финансов США Стивен Мнучин заявил в беседе с американским кабельным и спутниковым телеканалом новостей бизнеса CNBC, что торговое соглашение с Китаем готово на 90% и относительно деталей беспокойства нет. Рынки на это заявление отреагировали ростом. Позже CNBC скорректировал заголовок. Фраза Мнучина о том, что «соглашение с Китаем готово на 90%», была изменена на «соглашение с Китаем было готово на 90% к моменту, когда они прекратили переговоры».
Ответ Пекина тоже не заставил себя ждать.
Китайцы через СМИ дают понять о том, что далеко не все так просто: «Мы требуем равноправия и учета взаимных интересов».
У инвесторов появилась надежда на возобновление диалога между Китаем и США после комментариев Стивена Мнучина, а также готовности администрации Трампа отложить введение импортных пошлин на оставшиеся $300 млрд китайских товаров, считает старший аналитик УК «Райффайзен Капитал» София Кирсанова. Но данный фактор уже не оказывает рынкам заметной поддержки, поскольку разговоров о торговых переговорах было достаточно, а конкретных результатов инвесторы так и не увидели.
Торговое соглашение в эти выходные подписано не будет, говорит партнер люксембургского офиса KRK Group Никита Рябинин. Он считает, что, скорее всего, стороны возьмут паузу с договоренностями о ненападении; продлится перерыв до конца 2019 г. Каких-либо позитивно-прорывных событий не произойдет, но и ухудшения положения не будет. Если судить по сообщениям Трампа, именно Китай должен пойти на уступки. Однако сложно утверждать, что это произойдет. Очевидно, что КНР заняла жесткую позицию и готова к возможным негативным последствиям.
«Стоит отметить, что на форуме в Санкт-Петербурге глава Китая не высказал солидарности с Россией на счет того, что весь мир и США находятся в жесткой конфронтации», — считает Рябинин.
«Декларация о том, что стороны хотят договориться и заключат соглашение в ближайшее время, — это лишь разговоры при отсутствии конкретики.
Максимум, что мы увидим по итогам переговоров, так это заявления, что конфликт может разрешиться.
Но ничего, кроме этих словесных интервенций, ждать не стоит», — говорит руководитель аналитического отдела ИК «Инстант Инвест» Александр Тимофеев. Он обращает внимание на тот факт, что США, вступая в противостояние, ставили перед собой четкие цели. Штаты никогда не озвучивали их публично, но, судя по информационным атакам, которые от лица неназванных источников транслировали американские СМИ, речь шла о том, что Китай должен был дать гарантии защиты интеллектуальной собственности, прекращения субсидирования работы ИТ-компаний и отказа от плановой девальвации юаня.
«По сути, мы не увидели движения в этих вопросах. Маловероятно, что США резко изменят свою позицию», — говорит Тимофеев.
Финансовые рынки уже заложили текущие риски по торговой войне КНР и США. Чтобы рынки показали серьезный плюс, необходимы реальные договоренности, которые вряд ли будут достигнуты в ближайшее время. Не стоит списывать со счетов и эффект от твитов Трампа после встречи — зачастую заявления и посты президента США достаточно сильно корректируют рынки, считает Рябинин.
Чтобы стороны пришли к итоговой масштабной договоренности, одна из стран, как одна из крупнейших экономик мира, должна пойти на глобальные уступки, фактически отказавшись на ближайшие два-три года от борьбы за мировое лидерство, считает главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. Он не исключает варианта развития событий, при котором в перспективе ближайшего года сделка все же будет заключена, что даст инвесторам небольшой перерыв, а рынкам — импульс для нового витка роста. Но даже в этом случае, полагает Покатович, сделка в более долгосрочной перспективе, на горизонте года-двух, будет иметь «камуфляжный» характер.
Стороны будут нарушать заранее оговоренные условия и в конечном итоге придут к трансформации торгового конфликта в валютные войны.
От торговых разногласий Китая и США страдают все мировые экономики, но замедление роста Китая в первую очередь негативно скажется на состоянии дел в России. Наша страна экспортирует в Китай природные ресурсы, в том числе нефть, металлы, уголь, а Китай является серьезным потребителем нефти и металлов, говорит Рябинин. По его словам, для России замедление экономического роста Поднебесной обернется очень серьезным понижением цен на энергоносители и металлы, а рост ВВП может существенно замедлиться. Этот показатель и так сейчас чуть выше единицы, а в случае негативного сценария мы увидим прекращение роста ВВП в 2020 г., полагает эксперт.
Эффект Китая может снизить темпы роста экономики РФ в 2020 г. до 1,6–1,8%, разногласия двух стран обойдутся нам в 0,2–0,4% ВВП, подсчитал Покатович.
Рост спроса на нефть может остановиться, что приведет цены к отметке $50 за баррель.
Министр энергетики Александр Новак прогнозировал, что котировки могут обвалиться и до уровня $30 за баррель. По его словам, риск падения мировых цен на нефть реален, основная причина — потенциальный разрыв сделки ОПЕК+. А замедление роста Китая подольет масла в огонь. В случае падения рынков, цен на энергоносители и спроса на базовую продукцию, которую Россия экспортирует на мировые рынки, страну ожидает дальнейшая девальвации рубля.
Аналитики Промсвязьбанка в апреле 2019 г. высказали мнение, что летом 2019 г. рубль по отношению к доллару может упасть до 70 руб. в случае снижения цены на нефть.
Георгий Демидов