Posted 26 июня 2019, 13:06
Published 26 июня 2019, 13:06
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Эксперты Bank of America предупредили о том, что администрация Трампа готова пожертвовать долларом. По их мнению, Белый дом может принять решение о валютной интервенции, которая будет направлена на ослабление национальной валюты США. Этот шаг должен помочь американскому президенту выполнить свои предвыборные обещания и вернуть бизнес в Соединенные Штаты. Но подобная политика чревата падением мировой финансовой гегемонии Вашингтона, а также неминуемо приведет к росту нефтяных цен. Впрочем, последнее положительно повлияет на американский сланцевый сектор. Торговые войны, в свою очередь, пока способны удержать сырьевой рынок в некоторых рамках. Тем не менее остается неясным, способна ли экономика США отказаться от своего главного экспортного товара — доллара.
Стоит отметить, что, несмотря на всю самоотверженность экономического патриотизма Трампа, бизнес не спешит возвращаться в США.
Для этого необходимо резкое снижение затрат на производство. При сильной национальной валюте это невозможно.
Таким образом, чтобы «Америка вновь стала великой» и президент США смог выполнить предвыборные обязательства, доллару необходимо ослабнуть. Однако при удешевлении резервной валюты настроения на рынках сильно меняются, из нее наблюдается исход инвесторов, а нефть начинает дорожать.
Таким образом, нефтяной рынок должен предчувствовать свой звездный час, но эксперты российского ЦБ не видят в сложившейся ситуации ничего оптимистического.
Наоборот, они прогнозируют по пессимистическому сценарию нефть по $20 уже в 2020 г.
«В основе рискового сценария лежит существенное снижение темпов роста мировой экономики, носящее характер выраженного циклического замедления с длительным восстановлением. Оно может сопровождаться усилением волатильности на мировых финансовых рынках, значимым снижением глобальной склонности к риску, а также снижением мировых цен на нефть до уровня $20 за баррель (в наиболее острой фазе кризиса) за счет меньшего спроса на энергоносители в мире», — говорится в докладе о денежно-кредитной политике Банка России. В тексте отмечается, что по этому сценарию цены должны закрепиться на уровне $35 за баррель из-за ухудшения координации добычи нефти в рамках ОПЕК+ и значительного роста добычи вне ОПЕК.
Судя по всему, в ожидании кризиса мировой экономики все готовятся к худшему. В частности, министр экономического развития Максим Орешкин на дискуссии клуба «Валдай» заметил, что новый экономический кризис не будет похож на обвалы 2008 г. или 2014 г. и будет носить затяжной характер.
«Кризис, который мы ждем сейчас, не будет связан с достаточностью капитала банков, проблемами в финансовом секторе… Это обратное разматывание клубка глобализации, понижение общей эффективности производства и производительности труда по всему миру за счет того, что цепочки добавленной стоимости, которые размещались наиболее эффективным образом, будут дрейфовать в сторону меньшей эффективности», — пояснил министр.
Логично предположить, что никто из экономистов не хочет верить в светлое будущее сырьевого сектора. Тем не менее уровень потребления нефти в мире, вопреки прогнозам, год от года только растет. Причем США занимают на углеводородном рынке лидирующие позиции. В частности, согласно данным последнего Статистического обзора компании BP, в 2018 г. уровень потребления нефти в США составлял в среднем 20,5 млн б/с, а объем добычи углеводородов — 15,3 млн баррелей нефти и газового конденсата в сутки.
Поэтому для Вашингтона, которому, с одной стороны, нужны низкие цены на нефть, также важна и поддержка собственного нефтегазового сектора.
Российские эксперты считают, что США всерьез намерены вести курс на ослабление национальной валюты, но процесс будет постепенным. Что же касается нефтяных цен, то, по их мнению, удешевление доллара — положительный фактор для роста цен на сырье, однако в мировой экономике присутствует и ряд негативных тенденций, способных нивелировать даже укрепление доллара.
Экономист Саид Гафуров рассказал, что тема долгое время была под запретом в США.
«Я спрашивал у американских профессоров, как обсуждается вопрос возможного варианта ухода Соединенных Штатов от кризиса через ослабление доллара, то есть кредитно-денежную политику, или банкротство и налогово-бюджетную политику. Они мне сказали, что эта тема под полным запретом, ее нельзя обсуждать, поскольку за это сразу маргинализируют. Хорошо, что они все же стали ее публично обсуждать», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что Федеральная резервная система (ФРС) независима от президента и исполнительной власти, особенно при нынешнем противостоянии Конгресса и президента.
«Но если переговоры об ослаблении доллара между Белым домом и ФРС ведутся, это говорит о том, что положение Трампа в финансовых центрах США не так плохо, как пытаются представить антитрамповские СМИ», — заметил Гафуров.
По его мнению, в настоящее время Трамп через санкции пытается, видимо осознавая, что делает, ослабить роль доллара как единой мировой резервной валюты.
«В этом смысле подготовка к ослаблению доллара очень эффективна. Если доллар будет падать, то при прочих равных условиях цены на нефть должны расти. Вопрос в том, будут ли эти условия.
Монетарная теория говорит, что ослабление валюты, инфляция ведут к повышению деловой активности, а повышение деловой активности означает рост спроса на нефть. Эта теория спорная, кредитно-денежная политика вообще инструмент тонкой настройки, не для решения серьезных проблем. Но на сырьевой рынок оказывают большое влияние серьезные проблемы, которые такой тонкой настройкой не решить», — заявил экономист.
Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский заметил, что все обескуражены, так как идея ослабления национальной валюты США противоречит современной картине мира, на которой выросло целое поколение.
«Напомню, что в 1990-е гг. самой дешевой из всех крупнейших мировых валют всегда был доллар, что обеспечивало американцам приток европейцев для покупки американских товаров. В США летали на шопинг», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
Он уверен, что мнение экспертов Bank of America соответствует действительности.
«По высказываниям Трампа я почувствовал, что у него есть серьезная озабоченность именно курсом доллара.
Национальная валюта США находится на абсолютных максимумах, на 23–25% выше своих средних значений за последние 20 лет. В этой ситуации американским производителям сложно конкурировать и экспортировать продукцию.
Трамп считает своей миссией возврат рабочих мест и производства в США, но сделать это практически невозможно, не задаваясь вопросом о том, насколько адекватен обменный курс доллара к крупнейшим мировым валютам», — заявил Рожанковский.
Он указал, что укрепление доллара происходило несоразмерно улучшению экономических показателей США.
«Валюта должна быть отражением экономики. Но рост курсовой стоимости доллара происходил из-за так называемых рисков, инвесторы неоднократно убегали из национальных валют, опасаясь рецессии в своих странах. При этом американская экономика лучше не становилась», — напомнил эксперт.
Тем не менее он считает, что завтра доллар не обвалится, этот процесс займет годы и будет идти как при Рейгане.
«Последним американским президентом, который искусственно девальвировал доллар, был именно Рейган. За счет этого он смог выиграть гонку вооружений у СССР и, по сути, победил в холодной войне.
Механизм этот есть, он отработан. Мы увидим длительный, занимающий годы процесс обратного движения доллара.
Он должен вернуться к своему равновесному состоянию, то есть индексу 80, а сейчас по индексу доллара он занимает значение 95. По крайней мере, до президентских выборов его удастся снизить до 86–87. Еще через пару лет, если Трамп переизберется, индекс доллара захотят вернуть в зону комфорта — около 80», — рассказал Рожанковский.
Он напомнил, что для нефтяного рынка удешевление доллара означает подорожание сырья — оно номинировано в долларах и, соответственно, начнет дорожать.
«Трамп постарается искусственно сдерживать укрепление нефти, по крайней мере американской WTI. Это приведет к тому, что ценовая вилка между WTI и североморской Brent расширится. Сейчас это порядка $10, потом, возможно, будет все $20», — заметил Рожанковский.
Главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович считает, что ключевой причиной ослабления американской валюты является мягкость последних сигналов ФРС в отношении вектора будущей монетарной политики.
«На наш взгляд, наиболее важным для определения перспектив доллара во II полугодии этого года станет позиция ФРС. Если в ближайшие месяцы американский регулятор не пойдет вразрез с ожиданиями рынка по снижению ставки и реализует такой шаг, то можно ожидать, что курс доллара продолжит свое ослабление.
Тем не менее одного снижения ставки в США в этом году для драматического падения долларового актива вряд ли будет достаточно»,
— указал аналитик.
Он предположил, что более масштабный виток слабости доллара к мировым валютам может быть реализован в случае, если в рынки снова начнут «закачиваться» дешевые деньги в рамках возобновления действия программ количественного смягчения в том или ином виде.
«Достижение слабости доллара, на наш взгляд, является одной из наиболее масштабных целей действующего руководства Белого дома. Можно предположить, что ФРС, начав цикл смягчения монетарной политики, запустит аналогичные процессы в большинстве экономик развитых и развивающихся рынков. Реализация данных процессов в монетарных политиках мировых ЦБ, по нашим оценкам, в существенной мере повышает риски трансформации текущих торгово-тарифных конфликтов в мировые валютные войны», — указал Покатович.
Екатерина Вадимова