Торговая война США со всем остальным миром приобретает новые грани. На днях стало известно, что ответные экономические ограничения на ввоз американских товаров вводит Индия, намереваясь компенсировать ущерб от вступивших в марте 2019 г. американских пошлин на импорт индийской стали и алюминия. Ухудшение отношений Нью-Дели с Вашингтоном не улучшает перспективу активного вхождения на индийский рынок американских энергоносителей. Скорее, наоборот, открывает новые возможности для поставок в Индию углеводородного сырья из других стран, в том числе и из России.
Как сообщил телеканал NDTV, Индия собирается получить порядка $217 млн дополнительного дохода в результате повышения импортных пошлин на 28 товаров из США. Изначально Индия собиралась сделать это еще в августе 2018 г., но в Нью-Дели надеялись на положительный исход переговоров с Вашингтоном. Сейчас надежды, видимо, рассеялись.
Не последнюю роль в этом сыграли и санкции США в отношении Ирана.
Индия занимает 4-е место в мире по совокупному потреблению энергоресурсов после Китая, США и России, а также 4-е место по объему импорта нефти и СПГ. Индии очень сложно отказаться от иранского сырья и быстро переориентироваться на поставки из других стран.
Можно предположить, что некоторое смягчение отношений между Индией и США может последовать после форума G-20, который должен пройти в Японии в конце июня. Однако, как показали несколько лет президентства Дональда Трампа, политические шаги американского президента непредсказуемы; кроме того, «тучи» вокруг Ирана только сгущаются.
Вместе с тем, как отмечают отраслевые эксперты, по росту экономики Индия обгоняет Китай, что неминуемо приведет к увеличению потребления углеводородного сырья. Поэтому привлекательность индийского энергетического рынка будет только расти. По словам министра энергетики России Александра Новака, Москва ведет работу с Индией по проекту строительства газопровода Иран — Пакистан — Индия. Кроме того, в октябре 2016 г. «Газпром» подписал с Engineers India Ltd меморандум о совместном исследовании маршрутов поставок газа из России и других стран в Индию. Транзитерами могут стать Монголия, Китай, Бангладеш, Мьянма, Индия, Оман, Пакистан, Иран, Афганистан, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.
Экономист Саид Гафуров считает, что в настоящее время важным моментом для развития внешней политики Индии являются прошедшие в этой стране выборы.
«Победу на них одержала правящая националистическая партия, которая собрала большинство голосов. Она заинтересована в самостоятельном развитии индийской экономики. Кроме того, недавно Индия вступила наблюдателем в ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), поэтому перспективы российских энергетических компаний на индийском рынке очень хорошие. Индия заинтересована привлекать на свой рынок наши нефтяные компании, капитал для геологоразведки. И вместо прямых поставок энергоносителей ей предпочтительнее развивать с Россией своповые поставки сырья», — заявил эксперт в интервью «НиК».
По его мнению, сама по себе пошлинная война США с Индией — не причина, а побочный результат, показатель потенциального увеличения политического и экономического сотрудничества с Россией.
«Индийский капитал хочет себя чувствовать независимо от американского. Он готов развивать свою промышленность, свое производство хай-тека, увеличивать свой экспорт. Индия очень сильно пострадала от антииранских санкций. Тегеран и Нью-Дели имеют много общих интересов, в том числе и в Афганистане»,
— пояснил Гафуров.
Он напомнил, что Индия еще долго будет нетто-импортером нефти и газа.
«США очень сильно давят на Индию, что бы та разорвала перспективные контракты с ближневосточными странами. Например, есть огромный и перспективный проект по строительству огромного газопровода из Ирана через Пакистан в Индию. Я не удивлюсь, если новое индийское руководство начнет его реализацию. С нашим опытом строительства газопроводов мы можем активно участвовать. К тому же во время предпоследних переговоров России с премьер-министром Нарендрой Моди в поручениях правительствам обеих стран было специально отмечено рассмотреть новые перспективы экспорта российских энергоносителей в Индию. Я не очень понимаю, как можно строить трубопроводы через Гималаи, но поручение есть, его надо выполнять», — указал эксперт.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов в интервью «НиК» обратил внимание, что для России и США транспортное плечо доставки энергосырья в Индию очень велико.
«Индийский рынок может предложить минимальную премию. Поэтому для России предпочтительнее поставки газа в Европу или Юго-Восточную Азию. США тоже не выгодно возить свои энергоносители в Индию через весь Тихий океан или любым другим способом, поэтому индийский рынок — это прежде всего рынок углеводородов, добываемых в странах Персидского залива. Индия последние 20–30 лет после большой индустриализации активно использовала энергоносители именно из этого региона», — напомнил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что Вашингтон и Нью-Дели ведут очень тяжелые переговоры по поводу присоединения Индии к антииранским санкциям.
«Без Индии и стран Юго-Восточной Азии экономическая блокада Ирана не стоит той бумаги, на которой написано распоряжение о ее введении»,
— заявил Анпилогов.
По его словам, можно только аплодировать нынешней американской администрации, которая умудрилась поссориться со всеми основными торговыми партнерами.
«Я могу это только приветствовать: с моей точки зрения, «гидру глобализма», которая опутала весь земной шар, давно нужно было пристрелить. Именно из-за нее начала замедляться глобальная экономика и экономический кризис 2008 г. уже был кризисом глобализма. В этом плане экономический подъем Индии и Китая, который может осуществляться в рамках национального развития, приобретает другое звучание», — считает эксперт.
Он также заметил, что на первом этапе индийской экономике будет сложно без США, но она уже выросла из «коротких штанишек» чьей-то колонии.
«Взрывной рост экономики, который уже пройден Китаем, у Индии только впереди. Индия еще долго будет ведущим фактором роста мирового энергетического рынка.
Для страны реально поднять уровень урбанизации населения на 10–20% уже в ближайшие годы. Этот процесс потребует активной энергетической оснащенности дополнительных 300 млн городских жителей (сопоставимо с населением США или Евросоюза). И здесь российские энергоносители могут сыграть свою роль даже на таком неудобном с точки зрения логистики рынке», — резюмировал эксперт.
Заметим также, что Индия, как и Китай, поставила задачу поднять долю газа в энергобалансе страны с 6,5% до 15%. Пока крупнейшим поставщиком газа на индийский рынок остается Катар, долгосрочные контракты с которым действуют до 2020 г. Можно предположить, что основная война за индийский газовый рынок еще впереди.
Екатерина Вадимова