10 июня министр энергетики России Александр Новак и министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид бен Абдель Азиз аль-Фалих проведут встречу в Москве. Предполагается, что обсуждаться будет формат сделки ОПЕК+. В начале июня аль-Фалих, отвечая на вопросы Arab News, заявил: «Мы сделаем все, чтобы обеспечить стабильность рынка и после июня. Для меня это означает снижение запасов с их нынешнего повышенного уровня». Но пойдут ли саудиты на прямую конфронтацию с США в тот момент, когда Дональд Трамп требует снижения цен на нефть, — вопрос открытый.
Фактически министр энергетики Саудовской Аравии аль-Фалих в последнее время занимается словесными интервенциями, пытаясь поддержать котировки, которые начали падать в конце мая этого года.
Трамп не раз обвинял ОПЕК в искусственном завышении цен на нефть, но его игра против нескольких государств на разных фронтах делает поведение нефти крайне непредсказуемым. США и Китай не смогли достичь подписания торгового соглашения, в результате срыва этой сделки товары, произведенные в Китае и поставляемые в США, были обложены 25-процентными пошлинами. Это привело к повышению цен на ввозимые в Штаты китайские товары и к предполагаемому в ближайшем будущем снижению объема китайского экспорта в США. Как следствие, потребность Китая в нефти может упасть, что толкает цены на нефть вниз.
Вашингтон пытается выровнять дисбаланс, сложившийся в торговле между двумя государствами — США и Китаем, и сделать отношения более справедливыми для Америки, заявил в беседе с телеканалом CNBS советник президента Соединенных Штатов по вопросам торговой и промышленной политики, директор национального совета по торговле при Белом доме Питер Наварро. Он отметил, что проблема не только в дисбалансе, но и в краже китайцами американской интеллектуальной собственности.
На это в Китае ответили, что если США хотят подписать торговое соглашение, то для этого они «должны пройти свою часть пути навстречу Китаю».
Снижению цен на нефть также способствуют экономические разногласия Америки с ближайшими соседями — Мексикой и Канадой.
Штаты отменили пошлины на поставки стали и алюминия из Канады и Мексики в обмен на обещание этих стран ввести жесткие меры по предотвращению ввоза китайской стали в США с территории соседних стран. Но в конце мая Трамп внезапно ввел пошлины на мексиканские товары в размере 5% с 10 июня, одновременно пообещав каждый месяц повышать их на 5% (до 25% к 1 октября) в том случае, если Мексика не остановит нелегальную эмиграцию мексиканцев в США.
Правда, и это решение, скорее всего, можно расценивать как словесную интервенцию, так как Наварро сообщил, что, возможно, вводить пошлины на мексиканские товары и не придется.
В такой нервной обстановке и предстоит встречаться представителям ОПЕК. Встреча организации стран — экспортеров нефти должна состояться, по предварительным данным, 25–26 июня 2019 г. Правда, есть данные о том, что встреча будет перенесена на начало июля. Их подтвердил и глава Минэнерго РФ Александр Новак в кулуарах Петербургского экономического форума, заявив, что обсуждаются даты 2-4 июля.
Иран уже сообщил, что выступает против переноса следующей встречи. Как сообщило агентство Reuters, тем самым Тегеран создает условия для нового противостояния с другими членами организации на фоне беспрецедентного экономического давления на Иран со стороны США, уже спровоцировавшего резкое сокращение экспорта иранской нефти.
Президент Ирана Хасан Рухани исключил возможность переговоров с Соединенными Штатами «до тех пор, пока они (США) не начнут вести себя нормально». Того же самого требуют от Ирана и в Вашингтоне. Ранее один из командующих Корпусом стражей исламской революции заявил, что вести переговоры с США в настоящее время «бессмысленно и вредно».
Рынки несколько усомнились в жесткости позиции Америки по иранскому вопросу, говорит главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. По его словам, пока нет явных предпосылок к тому, что Штаты готовы ослабить давление на исламскую республику. Однако последние заявления американских представителей указывают на готовность США к переговорам.
На фоне этих неурядиц цены на Brent упали до уровня $60 за баррель — своего рода психологического рубежа поддержки настроений инвесторов и нефтяных трейдеров.
«Таким образом, в ближайшее время нефтяные котировки могут попробовать задержаться у отметки около $60 за баррель», — считает младший аналитик ИК «Фридом Финанс» Александра Овчинникова. В том случае, если панические настроения на торговых площадках получат продолжение и цены на нефть свалятся ниже отметки $60 за баррель, станет возможным дальнейший их спуск к более низким уровням.
В ближайшее время спекулятивные распродажи нефти могут снизиться до $58, отмечает Покатович. По его словам, наблюдаемое снижение нефтяных цен в значительной степени обусловлено глобальным ухудшением рыночных настроений.
Основой для роста пессимизма стал масштабный пересмотр отношения рынков к торговому конфликту США и Китая: участники рынка сейчас боятся того, что это противостояние растянется на многолетний период и приобретет характер полноценной торговой и валютной войны.
В варианте развития событий в данном пессимистичном ключе участники рынка видят и масштабные риски для роста мирового спроса на нефть в условиях возможного замедления роста мировой экономики на фоне торговых войн. В результате на первый план выходят именно данные опасения, в то время как прочие факторы, включая геополитику, уходят на второй план.
Тем не менее геополитическое влияние никуда с рынка не ушло. Если в ближайшие несколько месяцев мир не испытает каких-либо негативных шоков со стороны торгового конфликта, градус страха инвесторов снизится. Как только данная рыночная «нервозность» ослабеет, инвесторы вновь вернутся к оценке внутренних факторов рынка, включая геополитику.
«Этим летом баланс на нефтяном рынке может сместиться в сторону дефицита.
Действие сделки ОПЕК+, спад добычи в Иране и Венесуэле, риски разрастания полномасштабной войны в Ливии — все это в совокупности будет оказывать существенное давление на объемы мирового предложения, в то время как рост спроса не демонстрирует какого-либо драматического замедления», — считает Покатович. В этой связи аналитик продолжает ожидать возвращения нефтяных цен к отметке $70 и выше, а также повышения внимания участников рынка к геополитике в летней перспективе.
На этом фоне тревожит то, что Всемирный банк снизил прогноз цен на нефть в 2019 г. и 2020 г. до $66 и $65 соответственно. Об этом говорится в опубликованном 4 июня докладе «Перспективы мировой экономики: рост напряженности, спад инвестиций».
«Ожидается, что цены на нефть составят в среднем $66 за баррель в 2019 г. и $65 за баррель в 2020 г., что является незначительным пересмотром в сторону понижения по сравнению с январскими оценками и отражает ослабление глобальной активности. Прогноз остается весьма неопределенным и зависит от политических решений — в частности, будет ли продлена на вторую половину 2019 г. договоренность о сокращении объема добычи нефти среди стран ОПЕК», — подчеркивают авторы доклада.
Тем не менее, отмечают они, сокращение добычи нефти ОПЕК привело к появлению значительного объема «незадействованных производственных мощностей, что уменьшает вероятность резкого скачка цен на нефть в ближайшем будущем».
В докладе указывается, что за первую половину нынешнего года цены на нефть восстановились, составив в среднем $64 за баррель, чему способствовали договоренности стран ОПЕК и ее партнеров, а также решение США сделать исключения из нефтяных санкций против Ирана. Так, Саудовская Аравия в наибольшей степени способствовала снижению поставок нефти, сократив объем своей добычи на 1 млн б/с по сравнению с концом 2018 г., в то время как Россия сократила добычу на 0,2 млн б/с. С другой стороны, объемы добычи нефти в США продолжили расти и «страна сохранила позиции в качестве крупнейшего в мире производителя». Добыча нефти в Венесуэле продолжает снижаться, составив к середине 2019 г. примерно 0,8 млн б/с по сравнению с 1,4 млн б/с в 2018 г.
Правда, часть аналитиков отмечает, что любые альянсы и договоренности между Саудовской Аравией и другими странами против Соединенных Штатов изначально обречены на провал — слишком связаны интересны США и саудитов. И что России вообще не стоило принимать участие в работе ОПЕК.
Георгий Демидов