ОПЕК+ между переизбытком и дефицитом

21 мая 2019, 12:35
У крупнейших нефтяных экспортеров — России и Саудовской Аравии — пока нет единого мнения относительно будущего сделки ОПЕК+

Главный вопрос, который обсуждался 19 мая на заседании министерского мониторингового комитета ОПЕК+, касался продления стратегии сокращения добычи нефти или отказа от нее. Оказалось, что у крупнейших нефтяных экспортеров — России и Саудовской Аравии — пока нет единого мнения. Но пока никто не верит в серьезные разногласия между Москвой и Эр-Риядом, страны не откажутся от совместного регулирования рынка. Выработать стратегическое решение им придется к следующей министерской встрече, которая пройдет в Вене в конце июня или начале июля.

Стоит отметить, что министр энергетики России Александр Новак 19 мая сделал заявление о том, что уже этим летом на рынке нефти может возникнуть нехватка сырья из-за сезонного роста спроса на 2 млн б/с. Он предположил, что экспортерам надо будет оперативно реагировать на новые угрозы, чтобы не допустить дефицита. Министр нефти Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, напротив, рассказал, что королевство собирается соблюдать квоту по добыче нефти в июле вне зависимости от решения о судьбе сделки ОПЕК+.

Агентство Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, опубликовало информацию о том, что Саудовская Аравия и Россия обсуждают два главных сценария, предполагающих увеличение добычи нефти со второй половины 2019 г. Первый — прекращение перевыполнения условий сделки, что позволит нарастить добычу на 800 тыс. б/с. Второй — рост добычи на 300 тыс. б/с, то есть снижение действующего сокращения до 900 тыс. б/с в сутки с 1,2 млн б/с.

«Один из вариантов, который сегодня рассматривался среди прочих, — это то перевыполнение, которое есть на рынке, вернуть к действующим параметрам соглашения. Если этого будет недостаточно, можно посмотреть цифры и в большей или меньшей степени скорректировать параметры»,

— рассказал Новак в интервью телевидению Bloomberg.

Вместе с тем министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих отметил, что странам ОПЕК+ приходится ограничивать добычу нефти даже в условиях санкций против Ирана и сложной ситуации в Ливии и Венесуэле, поскольку рынок достаточно обеспечен предложением. Что же касается политики России, он отметил, что Саудовская Аравия поддерживает позицию РФ пока не принимать решения о судьбе сделки ОПЕК+ на второе полугодие.

«Россия хочет пока оставить открытым вопрос, что нам делать во втором полугодии. Мы поддерживаем это, решение нельзя принимать, пока у нас не будет больше данных, более точных прогнозов», — уточнил аль-Фалих.

При этом один из основных вопросов, требующих уточнения, — удастся ли Вашингтону свести к минимуму экспорт иранского черного золота. Пока, согласно данным Reuters, объем экспорта нефти Ираном под влиянием санкций США в мае упал ниже 500 тыс. б/с. Однако Халид аль-Фалих указал, что никто точно не знает, сколько нефти производит и экспортирует Иран.

«Я думаю, что это очень-очень спекулятивная информация. Многие поставки остаются незамеченными», — считает министр.

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский отметил, что в настоящее время в Белом доме нет консенсуса по иранскому вопросу.

«По мнению Болтона, Иран ведет себя вызывающе и должен быть наказан. Трамп же считает, что война навредит его избирательной кампании 2020 г. Президент США, в отличие от его советников, не хочет военного конфликта. При этом Иран — один из ведущих производителей нефти в мире, Россия не может вести переговоры с Саудовской Аравией без оглядки на этот фактор.

Пока между Москвой и Эр-Риядом небольшие пререкания для изучения тактики дальнейшего ведения переговоров. Но это не имеет законченного характера, иранская история только развивается»,

— заявил эксперт в интервью «НиК».

Он указал, что ситуация в регионе очень напряжена, США уже отправили туда боевые корабли и не совсем понятно, что они там будут дальше делать.

«Я надеюсь, что столкновений не будет, поскольку Трамп — главнокомандующий и не даст Болтону развязать войну. Если в ближайшие две недели ситуация вокруг Ирана начнет разряжаться, переговоры в рамках соглашения ОПЕК+ будут иметь более конструктивный характер. Очевидно, что в случае выпадения Ирана из нефтяного экспорта Саудовская Аравия не будет сокращать добычу. Трамп попросит королевство нарастить производство», — указал эксперт.

Он считает, что дефицит на рынке нефти может возникнуть этим летом не только по причине факторов Ирана и Венесуэлы, но также из-за проблем с американскими хранилищами.

«Есть информация, что США должны перегружать стратегические хранилища: вроде бы часть этой нефти испорчена из-за неправильного хранения.

Теперь непонятно, что с ней делать, она непригодна для использования. Американцам придется пополнять стратегические запасы. Возможно, будет недозагрузка НПЗ. Чисто технически образуется дефицит в Западном полушарии, что нехарактерно, поскольку в целом оно нефтеизбыточно. То есть действительно присутствуют предпосылки для сезонного дефицита», — пояснил Рожанковский.

Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев также заметил, что с точки зрения статистики неопределенности на рынке стало больше, но присутствуют и перспективы добычи сланцевой нефти в США.

«Позиция Саудовской Аравии выглядит более убедительной, так как, по крайней мере за первые 4 месяца 2019 г., сбываются наиболее оптимистичные прогнозы относительно прироста добычи нефти в США, поэтому говорить о дефиците пока нет серьезных оснований. В любом случае Саудовская Аравия готова поддерживать низкий уровень добычи. России это делать сложно как с физической точки зрения, так и с точки зрения организационной: в РФ работает много компаний с разными интересами. У российского Минэнерго просто нет официальных рычагов воздействия на них, поэтому все участие РФ в соглашении держится на устных договоренностях. И со стороны многих компаний видно отсутствие желания сдерживать добычу», — рассказал эксперт в интервью «НиК».

Он считает, что соглашение ОПЕК+ сохранится как минимум на следующее полугодие, при этом позиция РФ будет услышана и не будет новых ограничений.

«Скорее, можно ожидать какое-то решение по увеличению добычи.

К тому же, если вспомнить историю с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба», очевидно, что существует необходимость роста поставок сырья во втором полугодии, чтобы компенсировать те потери, которые были в связи с этой аварией», — предположил Белогорьев.

Екатерина Дейнего

#ОПЕК #Цены на нефть #Россия #Сокращение добычи #Иран #США #Саудовская Аравия #Аналитика #Александр Новак
Подпишитесь