В стране назрела необходимость повышения инвестиционной привлекательности освоения мелких месторождений и деятельности независимых (неинтегрированных, занимающихся только разведкой и добычей) нефтегазодобывающих компаний, в том числе в новых регионах добычи.
Сегодняшняя налоговая система недостаточно учитывает интересы независимых нефтяных компаний, экономика хозяйствования которых существенно отличается от условий ВИНК.
Между тем деятельность независимых предприятий имеет большой потенциал для нефтегазовой отрасли в целом.
Стоит напомнить, что лишь предоставление налоговых льгот позволило малым компаниям Татарстана увеличить совокупную нефтедобычу до 7 млн т в год. Феномен «Иркутской нефтяной компании», нарастившей ежегодную добычу с 30 тыс. до 9 млн т, также во многом связан с предоставлением льготного налогового режима месторождениям Восточной Сибири.
В конце 2018 г. «АссоНефть» разработала и направила в Минэнерго комплекс мер по стимулированию освоения малых и средних месторождений, которые сейчас крайне медленно вовлекаются в хозяйственный оборот, и поддержке деятельности независимых нефтяных компаний. С недавних пор Ассоциация участвует в работе Экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли при Минэнерго, где мы будем последовательно выступать за учет специфики независимых производителей при разработке любых мер стимулирования отрасли.
При принятии стратегических решений в отрасли, в том числе об участии России в соглашении ОПЕК+, также необходимо учитывать интересы независимых.
Как известно, в рамках этого соглашения было рекомендовано сократить добычу не только крупным компаниям, но и малым. Подобные меры, на мой взгляд, необоснованны. Обычный для малой компании уровень добычи в 50 тыс. т в год не оказывает никакого влияния на мировые цены на нефть, при этом даже остановка нескольких скважин чревата для нее существенным ухудшением экономики.