На мой взгляд, недавнее предложение Киева о бронировании «Газпромом» 60 млрд куб. м в год транзитных мощностей Украины на срок 10 лет при действующих тарифах невыгодно для российского концерна. Но в качестве отправной точки для переговоров такое предложение может иметь место.
Несмотря на заявления Брюсселя о диверсификации источников газового импорта, за последние 5 лет поставки российского газа в страны Евросоюза выросли на 50–60 млрд куб. м в годовом исчислении, что сравнимо с объемом «Северного потока — 2». Собственная добыча в Европе продолжает падать, и у России есть возможность удовлетворить дополнительный спрос региона на голубое топливо.
Поэтому транзит российского газа через территорию Украины может сохраниться и после ввода новых экспортных газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
Это возможно в случае, если российский газ не будет искусственно дискриминирован на европейском рынке и сможет свободно конкурировать с поставками из других источников.
Вместе с тем транзит через Украину должен быть привлекателен с точки зрения экономики. Не стоит забывать, что сегодня этот маршрут является самым затратным вариантом доставки российского газа в Европу. Показательно, что сегодня на Украине уже не слышно призывов многократно повысить тариф на транспортировку российского газа: у киевских властей появляется понимание, что они со своей стороны также должны выступить с конкурентным предложением.
Наши «партнеры-конкуренты» немало сделали для того, чтобы притормозить реализацию альтернативных проектов по доставке российского газа в Европу. В результате возникла ситуация неопределенности: в случае какого-либо демарша Украины нет гарантий, что российский газ придет в ЕС по другим маршрутам.
Поскольку у Москвы нет рычагов воздействия на Киев, задача европейцев — подвести Украину к мысли, что транзит через ее территорию необходимо поддерживать.
С другой стороны, если политические заявления Европы о диверсификации газовых поставок будут реализованы на практике, объективная потребность в украинском транзите может исчезнуть.
Полагаю, после президентских выборов на Украине переговоры Москвы, Киева и Брюсселя о заключении нового договора на транзит российского газа должны активизироваться. Очередная трехсторонняя встреча ожидается в мае. Действующий транзитный договор истекает в конце 2019 г., и у сторон остается очень мало времени на достижение договоренностей, тем более с учетом предстоящих осенью выборов в парламент на Украине. Между тем пока даже неизвестно, кто именно будет переговорщиком с украинской стороны по итогам президентских выборов, каким мандатом эта команда будет обладать и, соответственно, кто и как будет формулировать конкретные предложения Киева. Наряду с годовыми объемами сторонам предстоит согласовать вопросы тарифов, гибкости, гарантий транзита и еще сотню более мелких вопросов.