Нефть, «загрязненная» политикой

25 апреля 2019, 12:09
Очередной нефтяной кризис в российско-белорусских отношениях развивается достаточно быстро

Российская нефть вновь стала камнем преткновения в Белоруссии. На этот раз у Минска возникли серьезные претензии к ее качеству, причем даже объяснения «Транснефти» по этому вопросу не смогли успокоить белорусских партнеров. Позже заместитель гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) Сергей Гриб сообщил, что Белоруссия рассчитывает до конца 2019 г. начать альтернативный России импорт нефти через порты стран Балтии или Украины.

Стоит отметить, что очередной нефтяной кризис в российско-белорусских отношениях развивается достаточно быстро. О резком ухудшении качества нефти, поступающей по нефтепроводу «Дружба», стало известно 19 апреля. «Белнефтехим» сообщил, что по участку магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба» из России поступает нефть, в которой обнаружены хлорорганические соединения, обладающие высокой коррозионной агрессивностью. Российская «Транснефть» не собиралась замалчивать проблему и заявила о принятии мер для скорейшего ее решения.

Но 23 апреля заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов сообщил, что нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений продолжает поступать в Белоруссию и говорить об улучшении ее качества преждевременно.

«По результатам тех проб, которые отобраны на границе Республики Беларусь и Республики Польша, мы констатировали, что некачественная нефть уже поступила на территорию Евросоюза. Мы также обладаем оперативной информацией, что нефть с измененными характеристиками уже находится на территории Украины», — отметил Сизов.

В этот же день было объявлено, что Белоруссия временно прекратила поставки из России светлых нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии.

Все это было бы похоже на заботу о потребителях белорусских нефтепродуктов, если бы не недавнее заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко, сделанное 11 апреля, о том, что он готов перекрыть нефтепровод «Дружба» в связи с торговым спором с Россией. Так что, получается, хлориды были найдены весьма кстати. Как и заявление о том, что Белоруссия рассчитывает до конца 2019 г. начать альтернативный России импорт нефти из Азербайджана, Саудовской Аравии, Нигерии и ряда других стран.

В Минске давно задумали найти альтернативу российским поставкам черного золота и уже делали попытки купить сырье у других стран.

«Я уже давно ставил задачу, и нам надо ее решить: открыть альтернативную поставку нефти через прибалтийские порты. Если литовцы не согласны, с латышами договориться и закупать эту нефть. Перерабатывать на Новополоцком нефтеперерабатывающем заводе и обеспечивать балтийские республики», — заявлял Александр Лукашенко в январе 2019 г.

Отраслевые эксперты отмечают, что обнаруженные хлорорганические соединения в российской нефти — техническая проблема, с которой компании могли бы легко справиться, не привлекая к этому широкую общественность. Тем более что «Транснефть» не пыталась уйти от ответственности. Но политические настроения руководства Белоруссии этому не способствуют.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов заметил, что произошедшее загрязнение сырья хлорорганическими соединениями — рабочая ситуация, обычно подобные инциденты не приводят к серьезным политическим последствиям.

«Это проблема хозяйствующих субъектов. То, что эта проблема получила столь широкое обсуждение, показывает общую напряженность отношений между политиками России и Белоруссии»,

— заявил эксперт в интервью «НиК».

Он добавил, что качество российской нефти постепенно улучшается.

«До недавнего времени в марку Urals шло достаточно много высокосернистой нефти из старых нефтеносных провинций Поволжья. Новые месторождения, расположенные ближе к Арктике, дают более качественную нефть. ВСТО даже поставляет отдельный сорт нефти с Ванкора», — пояснил эксперт.

По его словам, момент рабочего изменения качественных показателей нефти возник в политическом поле именно из-за сопутствующих факторов, а не из-за глобального ухудшения качества российского сырья.

«Любой НПЗ может эту нефть очистить, при этом „Транснефть“ способна компенсировать некачественные поставки — и вопрос будет закрыт», — пояснил эксперт.

Он напомнил, что российский налоговый маневр закрывает Белоруссии возможность приобретения дешевой российской нефти.

«Полоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы — одни из крупнейших налогоплательщиков страны. Белорусские калийные удобрения и нефтепродукты в Европе всегда охотно покупали. На этих двух отраслях и было построено белорусское экономическое чудо. Сейчас этому чуду оставляют только „одно крыло“. Конечно, это вызывает очень бурную реакцию даже из-за проблем технического характера», — указал Анпилогов.

Он отметил, что в России растет плановая себестоимость нефти, добыча уходит все дальше на восток и на север, соответственно, возможность для предоставления финансового маневра Белоруссии все время сжимается.

«Минску надо было заниматься решением своих проблем и повышать глубину нефтепереработки еще в 2000-х гг., а не рассматривать отрасль как дойную корову. У России простая концепция отношений с Белоруссией в нефтегазовой сфере: не хотите брать нашу нефть — у нас есть покупатели в Европе», — заметил Анпилогов.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев указал, что, если кто-то не хочет платить за нефть, лучше всего это сделать, объявив ее некачественной.

«Поставки нефтепродуктов для Белоруссии — ключевая экспортная статья. В то, что Минск может приостановить поставки топлива на Украину в обмен на какие-либо преференции от России, я верю, а в то, что Белоруссия способна отказаться от экспорта в ЕС, нет. Белорусское продовольствие и товары потребления покупает только Россия», — заметил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, все страны, входящие или входившие в СНГ, рассматривают Россию в качестве дойной коровы.

«Это вечная история на тему, за что бы в очередной раз нашим партнерам не платить.

В свое время Россия три раза покупала у Украины флот и т. д. Белоруссия почти всегда оказывалась в выигрыше. Мы так боимся со всеми поссориться, что не отстаиваем свои интересы. Не верится, что Россия сможет изменить такую политику и в нынешних отношениях с Минском», — считает Журавлев.

Стоит отметить, что присутствует и еще один аспект, который надо учитывать, рассматривая яростные нападки белорусской стороны на качество российской нефти. Дело в том, что в Белоруссии дорожает бензин. Поэтому поднятая Минском шумиха вокруг проблем двух хозяйствующих субъектов должна отвлечь население страны от гораздо более важной экономической угрозы — роста цен на топливо.

Екатерина Вадимова

#Нефтепровод "Дружба" #Россия #Белоруссия #Дружба #Аналитика #Экспорт нефти #Поставки нефти #Гомельтранснефть Дружба
Подпишитесь