Posted 19 апреля 2019, 15:58
Published 19 апреля 2019, 15:58
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
На прошедшей неделе произошло очередное резонансное событие, касающееся российско-украинских отношений в области ТЭК. На этот раз Москва решила ответить на санкции Киева в отношении российских товаров, объявив о запрете на экспорт с 1 июня 2019 г. в эту страну российской нефти, нефтепродуктов и угля. При этом надо учесть, что большую долю украинского топливного рынка занимает Белоруссия. Она продает туда нефтепродукты, которые производятся на белорусских НПЗ из российской нефти. Москве никогда не нравился этот бизнес Минска, но с уходом российского сырья из Украины Белоруссия явно захочет занять освобождающуюся нишу.
Стоит отметить, что, несмотря на политические разногласия, товарооборот между Россией и Украиной в последнее время неуклонно рос.
В 2018 г. он увеличился на 17%, достигнув чуть менее $15 млрд, тенденция сохранилась и в 2019 г. Импорт нефтепродуктов в 2018 г. вырос на 3%, до 8,062 млн т. Из Белоруссии поставлялось 38,15% общего импорта, из РФ — 37,35%, Литвы — 10,3%, из других стран — 14,21%. Вместе с тем нефть на Украину практически не поставляется, так как в стране успешно развалены все крупные НПЗ и остановлены нефтепроводы.
Отметим, что последнее постановление правительства РФ, с одной стороны, вводит запрет на экспорт российского энергосырья, с другой — в документе присутствует уточнение: продукцию ТЭК можно будет вывозить на Украину по разрешениям Минэкономразвития РФ.
Это важное дополнение, означающее, что поставки российских топлив в эту страну в каком-то виде сохранятся.
Тем не менее компания «Укртатнафта» посчитала, что закрытие российского экспорта угрожает коллапсом украинской экономике.
«Теперь, когда прекращение поставок становится реальностью, это действительно может привести к коллапсу не только на топливном рынке, но и в украинской экономике и подорвать национальную безопасность страны», — говорится в заявлении компании.
Кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский уже призвал искать замену российским нефтепродуктам.
Где искать, всем хорошо известно: большинство экспертных оценок сводится к тому, что, скорее всего, замещение российских нефтепродуктов пойдет через Белоруссию.
Однако, по мнению опрошенных «НиК» отраслевых аналитиков, не все так однозначно, Россия может постараться запретить Минску столь прибыльный бизнес. К тому же в конце 2018 г. Россия почти прекратила беспошлинные поставки нефтепродуктов в Белоруссию, что ухудшает экономику реэкспорта.
Директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев заметил, что заработать на перепродаже нефти и нефтепродуктов — мечта президента Белоруссии Александра Лукашенко и, конечно, такие попытки с его стороны будут.
«Но это политическое решение России (остановить экспорт нефтепродуктов — прим. «НиК»), поэтому Москва постарается пресечь попытки Минска увеличить реэкспорт. Возможно, нас ждет очередной скандал. Мое мнение — надо было в старые добрые времена воссоздать российско-украинскую «Славнефть», объединив их переработку с нашей добычей. Но сейчас осталась одна политика, поэтому вероятность скандала с белорусской стороной достаточно высокая», — заявил аналитик.
Отвечая на вопрос, может ли Белоруссия пойти на перекрытие нефтепровода «Дружба», аналитик отметил, что в 2007 г. такой прецедент был, но, скорее всего, стороны договорятся.
«Конечно, с одной стороны, «белорусские креветки» раздражают, но с другой — более половины экспорта Белоруссии приходится на Россию, поэтому экономика этой страны очень чувствительна и зависит от действий российского правительства», — пояснил Разуваев.
По его мнению, процесс более глубокой интеграции России и Белоруссии пока буксует из-за ряда нерешенных проблем — например, необходимости приватизации крупных энергетических компаний Белоруссии.
«Есть две платформы — Союзное государство и Евразийский Союз. Пока не определились, в рамках какой платформы двигаться дальше. С точки зрения союзного государства все, что могли, уже сделали. Например, мало кто знает, что можно с российским медицинским полисом обратиться к врачам в Минске»,
— рассказал эксперт.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов отметил, что собственная нефтепереработка на Украине развалена.
«Остались два небольших завода, которые спокойно работают на той нефти, которую добывает Украина. Экспорт нефтепродуктов из РФ был достаточно серьезный. Как раз вокруг него и будет развиваться основная интрига. Украина критически зависит от импорта стран СНГ, в первую очередь из России и Белоруссии. Это эмбарго будет очень существенным для Украины. В дальнейшем Киеву, видимо, придется переходить на поставку европейского дизельного топлива и бензина, а также пропан-бутановой смеси. Страна как-то выкрутится, но с серьезными финансовыми потерями», — указал эксперт в интервью «НиК».
По его словам, Белоруссия находится в едином таможенном пространстве с Россией, поэтому, если одна из стран вводит санкции, это подразумевает взаимные обязательства.
«Тем более что речь идет не о той нефти, которую Белоруссия покупает на международном рынке или добывает сама. Эту нефть она получает из РФ по льготным ценам.
Эти поставки позволяют белорусским НПЗ неплохо себя чувствовать. Поэтому Россия может запретить продавать на Украину нефтепродукты, произведенные из российской нефти», — пояснил Анпилогов.
Он считает, что главный вопрос будет в том, сможет ли Белоруссия поставлять свою нефть на Украину в рамках своповых поставок или через третьи страны.
«Это уже зависит от работы бизнеса. Например, донецкий и луганский уголь уже несколько лет едет на Украину, но официально он считается российским», — рассказал эксперт.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев напомнил, что это уже не первая директива правительства России, запрещающая экспорт нефтепродуктов на Украину: первый запрет был введен в конце 2014 г., потом его повторяли.
«Такое постановление объяснимо. Украина ведет боевые действия против непризнанных республик восточной части Украины, всю военную технику заправляют купленным горючим. Однако, помимо правительства, существуют еще и интересы компаний, которым нужна прибыль. Вот и получается конфликт интересов государства и бизнеса. Поэтому какое-то количество нефтепродуктов на Украину все равно поставлялось», — рассказал эксперт в интервью «НиК».
При этом он считает, что Россия, конечно, может запретить Белоруссии реэкспорт нефтепродуктов на Украину, но Минск все равно его продолжит.
«Белоруссия, экспортируя нефтепродукты, не возвращает нам пошлину, хотя должна.
По условиям межправсоглашения страна обязана весь бензин, произведенный из российской нефти, поставлять на нашу территорию, но не поставляет. В соглашении есть неточность формулировки, позволяющая белорусам выкручиваться. Но все равно это нарушение соглашения»,
— указал Танкаев.
По его мнению, главный способ борьбы с нарушениями — это завершение налогового маневра, полное выравнивание внутренних и внешних цен и отказ от экспортных пошлин.
«В этой ситуации Белоруссия потеряет преимущество при торговле нефтепродуктами, потому что будет вынуждена закупать нефть по ценам мирового рынка. Лукашенко по этому поводу сильно переживает и скандалит, но сделать ничего не может. Он 25 лет получал бесконечные преференции, что и позволяло существовать Белоруссии как государству. По завершении налогового маневра такая возможность будет утрачена. Это конец дотирования Белоруссии из бюджета России, и ей надо будет решать, что делать», — заметил эксперт.
Он также отметил, что Минск не сможет шантажировать Москву нефтепроводом «Дружба».
«Как только они сделают хоть какой-то шаг для перекрытия «Дружбы», немедленно перестанут получать нефть. Об этом открыто заявлял министр энергетики РФ Александр Новак. 90% нефти Белоруссия получает из России по «Дружбе», — пояснил Танкаев.
Екатерина Вадимова