Международное ценовое агентство Argus представило новый ориентир на нефть. Он создан для потребителей Европы под названием New North Sea Dated.
Новый индекс расчета цены нефти основан на уже давно принятой в расчетах цены нефти логике, сочетающей ликвидность рынка сортов, добываемых в акватории Северного моря, сложившейся на данный момент, и других марок нефти, поставляемых в Европу.
Маркер ориентирован на сорта нефти, поставляемые в Европу из России, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, а также на марки, импортируемые в Азию.
Не секрет, что добыча сортов нефти, входящих в корзину Brent, в районе Северного моря постоянно снижается, так как сырьевая база их добычи истощается. В то же время растут объемы добываемой легкой сланцевой нефти, особенно на территории США.
Марка нефти Brent — это изначально корзина из четырех сортов нефти, с момента зарождения бенчмарка в нее входили марки Brent, Osoberg, Ekofisk и Fortis. Эти четыре сорта в сумме дают менее 1 млн б/с.
Считает котировку нефти корзины Brent и ценовое агентство Platts. В корзину был добавлен пятый сорт нефти — Troll, и она стала именоваться BFOET.
Этот сорт нефти добывает и на своем же заводе перерабатывает компания Statoil. Эта нефть с повышенным содержанием серы, поэтому никто другой ее перерабатывать не может. То есть корзина вроде бы и была расширена, но сделок от этого в системе Platts не прибавилось.
В некотором смысле Platts и Argus — конкуренты. Они вечно «мешают друг другу жить» и стремятся реформировать то, что конкурент считает незыблемым.
По оценке Argus, объем нефти WTI, перерабатываемой в Европе (около 900 тыс. б/с), превысит совокупное производство всех сортов BFOET, добываемых в Северном море, — в настоящее время это 910 тыс. б/с. Согласно методологии Argus, американская нефть марки WTI наиболее часто покупается в Европе после тех сортов, которые входят в Brent. Ее покупают даже чаще, чем российскую нефть Urals. Поэтому-то WTI и должна быть включена в расчет ценовых показателей, привычных для рынка Европы.
Кроме того, в состав индекса New North Sea Dated агентство Argus включило другие сорта аналогичного качества, которые поставляются в Европу: Saharan Blend, BTC Blend, Bonny Light, Escravos и Qua Iboe. Агентство надеется, что после включения этих сортов в корзину расчетов произойдет повышение их ликвидности.
Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер», говорит, что новый индикатор является бенчмарком для легких сортов нефти, импортируемых в Европу на базисе порта Роттердам. Он включает не только нефть WTI, но и прочие сорта именно легкой нефти.
Хотя, конечно же, этот индикатор и создан в первую очередь для импортеров американских сортов легкой нефти, поставки которой в Европу продолжат расти, отмечает специалист.
Данный индикатор выгоден европейским потребителям и американским производителям легкой нефти, он позволяет полностью сохранить контроль над ценой в своих руках, вне зависимости от действий ОПЕК+.
Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер», полагает, что процесс перехода от Brent к новому индикатору цены нефти может занять от нескольких месяцев до года. Но европейские потребители, вероятно, будут тяготеть к интеграции данного ценового маркера в систему торгов. Увеличение физических объемов нефти, включаемых в расчет бенчмарка, соответственно увеличит ликвидность нефтяного фьючерса, а также улучшит четкость ценообразования.
«Мы не считаем, что данный переход в перспективе будет характеризоваться значительным изменением нефтяных цен — в интересах самих ценовых агентств провести данный процесс максимально гладко»,
— добавляет Покатович.
Urals не вошла в состав нового маркера. Сложившаяся практика продажи российской нефти выглядит так. Нефть продается по формуле цены, определяемой как среднее арифметическое котировок Dated Brent агентства Platts за месяц, из которого вычитается дисконт. То есть контракт заключается в одну дату, а возможность посчитать цену этого контракта появляется по истечении месяца.
В итоге получается, что, когда кому-то нужно купить танкер нефти, торгуется даже не сама цена на нефть, а размер дисконта от этой цены.
Поскольку российский сорт Urals является тяжелым и сернистым, он не может быть включен в данный индикатор, считает Лукичева.
Соответственно, покупатели российской нефти не смогут на него перейти, а создавшаяся ситуация требует создания отдельного бенчмарка на тяжелые сорта нефти, хотя в данном случае вопрос скорее политический, чем экономический. К тому же стоит учитывать, что импорт тяжелых сортов в Европу пытаются сократить. Это касается в первую очередь поставок из Ирана и Венесуэлы, добавляет аналитик.
Вряд ли происходящие сейчас изменения в расчете цены нефти Brent можно охарактеризовать для России как однозначно негативные, полагает Покатович. Если исключить специфические факторы, которые временами позволяли Urals сравняться, а иногда и превысить цену Brent, цена российского сорта нефти традиционно образуется с дисконтом к бенчмарку Северного моря. С включением в бенчмарк большего количества сортов нефти из разных регионов мира, вероятно, можно ожидать некоторого снижения его стоимости, предупреждает Покатович.
Таким образом, считает он, в ходе реализации перехода на новый бенчмарк объем дисконта Urals к новому расчету данного сорта нефти просто несколько снизится.
Но суть в том, что североамериканская WTI стоит дешевле Brent. И это сложилось исторически. Так, по состоянию на 2 апреля 2019 г. фьючерс ICE Brent Settlement Price оценен на уровне $69,6/баррель, а фьючерс WTI Settlement NYMEX — $62,41/баррель. В этой связи существует риск падения стоимости вводимого маркера New North Sea Dated относительно существующего Dated Brent. А европейские импортеры российской нефти, конечно, не откажутся покупать нашу нефть по более низкой цене. Кроме того, стратегия размывания более дорогой корзины дешевыми сортами идет в одном русле с политикой США по снижению стоимости нефти на мировых рынках. Вспомним о том, что президент США Дональд Трамп уже не раз обвинял ОПЕК в сговоре с целью завышения цены нефти.
Будущее индикатора покажет развитие рынка, и вряд ли российским производителям придется переходить на ценообразование относительно этого индикатора — слишком велика разница в показателях нефти, говорит Лукичева. К тому же российские компании пытаются снизить поставки нефти в Европу за счет переключения на более выгодные азиатские рынки.
«Заметим, что сохранение желания России включения в бенчмарк Brent сорта Urals является естественным. Однако на ближайшую перспективу данные чаяния, скорее всего, так и останутся нереализованными: основные проблемы Urals как ликвидного биржевого инструмента сохраняют свою актуальность», — резюмирует Покатович.
Елена Гостева