На расширенном заседании комитета Государственной Думы по энергетике принято решение рекомендовать правительству вернуться к регулированию оптовых цен на сжиженные углеводородные газы (СУГ) для коммунально-бытовых нужд населения.
Как пояснил председатель комитета Павел Завальный, тема ценообразования на СУГ для коммунально-бытовых нужд населения возникла в связи с отменой с 1 января 2019 г. регулирования оптовых цен на СУГ.
При этом конечные розничные цены на СУГ для бытовых нужд остаются регулируемыми в соответствии с постановлением правительства от 29 декабря 2000 г. и устанавливаются на региональном уровне.
По его словам, нормативная база, на основании которой осуществлялись поставки СУГ в период 1999-2008 гг. (так называемые балансовые задания), сегодня уже не действует. С 2008 г. Минэнерго РФ доводит до компаний — производителей СУГ данные по годовым региональным потребностям в СУГ, которые носят рекомендательный характер. Они исполняются компаниями примерно на 70%.
«При росте оптовых цен на СУГ возникают выпадающие доходы, средства на компенсацию которых не заложены в региональные бюджеты, риск нарушения платы за товар производителям и снижения надежности поставок в регионы», — отметил Завальный.
Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России, сообщил, что данная концепция имела 2 причины. Во-первых, существовавшая система регулирования оптовых цен на СУГ позволяла уполномоченным организациям спекулировать им, покупая по фиксированной цене на опте якобы для бытовых нужд населения и перепродавая по коммерческим цепочкам. Во-вторых, задача газификации отдаленных территорий может быть решена только с использованием автономной газификации СУГ. Но для этого производители должны быть заинтересованы в приходе в эти территории, а значит, цены должны быть конкурентоспособными.
«Отмене регулирования оптовых цен на СУГ предшествовала работа по снижению объема потребления такого газа для бытовых нужд с 800 тыс. т до 350 тыс. т.
В числе задач также было создание системы прозрачных правил рыночного ценообразования на оптовом рынке и зачистка рынка от недобросовестных компаний», — пояснил Голомолзин.
По мнению ФАС, угрозы масштабных сбоев в поставках нет; есть достаточное количество инструментов, позволяющих уточнять методики расчетов и обеспечивать меры поддержки регионов. При этом, безусловно, рост и колебания цен на оптовом рынке, связанные со спецификой СУГ как экспортного товара, есть.
В свою очередь директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Антон Рубцов представил данные, демонстрирующие масштабы проблемы.
Производство СУГ в России в 2018 г. составило около 17 млн т, экспорт — порядка 6,5 млн т, поставки населению — 2 млн т. По регулируемым ценам для коммунально-бытовых нужд было продано около 350 тыс. т.
Что касается разницы в цене между балансовой и коммерческой ценой на СУГ в 2018 г., то, по данным Рубцова, она составила порядка 10 тыс. руб. Если в 2019 г. сценарий будет похожим, цена вопроса о выпадающих доходах составит около 3,5 млрд руб.
Представители Смоленской, Ульяновской, Ростовской, Астраханской, Костромской областей, а также Краснодарского края дополнили, что в регионах возникли проблемы с компенсацией выпадающих доходов и первые перебои с поставками СУГ населению. Уполномоченные компании начинают отказываться поставлять газ в отдаленные районы.
Представители субъектов Федерации считают сложившееся положение дел потенциально дестабилизирующим социальную обстановку и снижающим надежность и безопасность энергообеспечения населения.
Помощник руководителя администрации президента РФ Кирилл Молодцов констатировал, что принятие постановления правительства РФ действительно породило достаточно сложную проблему, которая касается 4 млн человек в 75 регионах. Сегодня ситуация парадоксальна: цены на природный газ для населения в России регулируются, вводится жесткое регулирование рынка автомобильных топлив, и одновременно отпускаются оптовые цены на СУГ.
«По сути, решение, направленное на развитие рыночной конкуренции на внутреннем рынке газа, оказалось неподготовленным и преждевременным. Оно будет актуальным, когда будут приняты новые государственные программы газификации и, главное, стратегические решения по механизмам ценообразования на всем внутреннем рынке газа, то есть ориентировочно после 2021 г.»,
— подчеркнул Молодцов.
В заключение Завальный отметил, что вариант снятия проблемы один: вернуться к порядку регулирования оптовых цен на СУГ на ближайшие 2-3 года. За этот период разработать новую методику ценообразования, предусмотрев средства для субсидирования расходов из федерального бюджета и бюджетов регионов, а также субсидирования внутреннего рынка СУГ за счет экспорта.
«В перспективе, безусловно, нужно двигаться к внедрению рыночного ценообразования на все виды газа на внутреннем рынке», — заключил председатель комитета Госдумы по энергетике.
Мария Ромашкина