«Роснефть» намерена активно развивать добычу нефти в так называемом «Арктическом кластере», который предстоит создать на территориях, прилагающих к Северному морскому пути (СМП). Об этом глава компании заявил в ходе встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. По словам Сечина, кластер способен к 2030 г. дать до 100 млн т нефти, которые будут транспортироваться танкерами по СМП.
Помимо собственных и перспективных проектов в Арктическом регионе, включая Ванкорскую группу месторождений, в кластер может войти ряд проектов Южного Таймыра, в частности группа Пайяхских месторождений.
Ежегодный объем извлечения нефти на данной группе месторождений полуострова Таймыр (ресурсная база — около 1,5 млрд т) будет достигать 30 млн тонн в год, в результате чего общий уровень нефтедобычи в регионе возрастет в 2 раза. Кадровый потенциал проекта оценивается на уровне 20 тыс. рабочих мест. Качество пайяхской нефти и близость месторождения к СПМ имеют стратегическое значение, укрепляя позицию России, как глобального игрока мирового рынка.
Реализация инвестиционного проекта в полной мере соответствует приоритетам стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 г. в части развития новых минерально-сырьевых центров с отсутствующей на текущий момент инфраструктурой, вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и активного привлечения частных инвестиций.
В результате совместных действий «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» на Таймыре могут быть созданы новые арктические маршруты экспорта нефти на рынки Европы и АТР. Это позволит оптимизировать расходы недропользователей и перевозчиков, диверсифицировать направления поставок. Как результат — появится принципиально новая транспортная Евразийская конфигурация, что укрепит позиции России на глобальных рынках.
К 2024 г. возможно достижение синергетического эффекта, что выразится в загрузке терминала в бухте Север в объеме до 20 млн тонн (по 10 млн т от каждого из проектов, Ванкорского и Пайяхского). К 2035 г. ежегодный объем добычи может вырасти по 50-55 млн т, причём часть нейти может пойти по СМП в восточном направлении.
Для обеспечения круглогодичной навигации предусмотрена постройка двух ледоколов класса «лидер» и группировки танкерного флота класса Arc7 на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморье. Напомним, что суда данного ледового класса способны осуществлять самостоятельное плавание в сплоченных однолетних арктических льдах толщиной до 1,4 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 1,7 м — в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом возможно в однолетних арктических льдах толщиной до 2 м в зимнее-весеннюю и до 3,2 м в летнее-осеннюю навигацию.