В последнее время представители «Нафтогаза Украины» как мантру повторяют заявление, что Россия собирается прекращать поставки газа по ГТС Украины. Российские политики и «Газпром» с такой же настойчивостью говорят о сохранении транзита, но Киев слушать не желает. Более того, по словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, страна в ближайшие 5 лет перейдет на собственный газ, хотя за счет каких месторождений ей удастся достичь энергонезависимости — не сообщается.
Стоит отметить, что на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с украинскими политиками Юрием Бойко и Виктором Медведчуком, которая состоялась 22 марта, Россия в очередной раз подтвердила свое желание использовать ГТС Украины и после 2019 г., а также участвовать в создании газотранспортного консорциума.
«Предложение по консорциуму мы всегда поддерживали, всегда были сторонниками этого проекта. Если будет предложение от украинской стороны провести переговоры, мы переговоры проведем и станем участниками газотранспортного консорциума на Украине… Без сомнения, такой проект послужит повышению надежности и стабильности транзита через территорию Украины для потребителей в Европе», — сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер, также принимавший участие в этой встрече.
«Что касается транзитного договора, «Газпром» готов продолжить транзит газа через территорию Украины в страны Европы на основании продления действующего контракта»,
— отметил Миллер.
Тем не менее 25 марта «Укртрансгаз» начал готовится к распродаже своего имущества и предложил Венгрии арендовать подземные газовые хранилища (ПХГ). Напомним, что общий объем ПХГ Украины составляет 31 млрд кубометров, из них страна готова сдавать примерно 12 млрд кубометров. По экспертной оценке, изначально именно газохранилища были интересны странам Центральной и Восточной Европы. Впрочем, если Киев будет долго думать, и ПХГ станут не нужны.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов пояснил, что ПХГ — отработанные месторождения природного газа, расположенные в основном на западе страны.
«Это естественные геологические структуры, не требующие спасения. За инфраструктурой ПХГ надо следить, но это не сверхзадача, как в случае с ГТС. Экономический смысл в использовании хранилищ у стран ЕС будет, особенно у тех, что расположены близко к украинской границе — Венгрии, Словакии, Румынии. Плечо перекачки газа будет небольшое, а манипулирование ценами на спотовом газовом рынке окупает аренду хранилищ.
Евросоюз изначально интересовали именно ПХГ и их инфраструктура, потому он предлагал разделить всю систему на распределительную часть, магистральную и хранилища. В 2015 г. Верховная рада приняла закон, сделавший европейцев и американцев монополистами при будущей продаже страны.
При этом Евросоюз совершенно не интересовала распределительная система, она касается снабжения газом нищего населения Украины», — заявил эксперт в интервью «НиК».
По его словам, Западная Европа в украинских ПХГ заинтересована меньше, так как, например, Германия и Австрия уже построили, в том числе совместно с «Газпромом», свои хранилища.
«В Европе хватает геологических структур, в которых можно легко хранить газ. Если Украина поторгуется еще десятилетие, ее ПХГ никому будут не нужны», — указал Анпилогов.
Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев отметил, что ПХГ необходимы для надежного газоснабжения в период пиковых спросов.
«Украинские хранилища — крупнейшие в Европе. В какой-то мере они ценнее самой ГТС. Эти объекты сохраняют свое значение. Я не уверен, что они нужны именно Венгрии, но сбрасывать со счетов их не стоит»,
— указал Белогорьев в интервью «НиК».
Своих граждан Украина пока «кормит» надеждами на энергетическую независимость и рост объемов добычи собственного газа. На днях премьер-министр страны Владимир Гройсман сообщил, что в ближайшие 5 лет Украина перейдет на газ собственной добычи благодаря открытому доступу к недрам государства.
«У нас есть много возможностей стать энергонезависимыми. Мы начинаем раскручивать очень сложную систему — доступ к украинским недрам. Я считаю, что в ближайшие 5 лет этот открытый доступ и даст нам возможность не покупать газ за валюту, а производить в Украине», — заявил Гройсман в эфире телеканала «Свобода слова».
Закон, упрощающий получение разрешений для начала бурения нефтегазовых скважин, а также выделение земельных участков для таких работ, был принят в 2018 г. И в то же 2018 г. «Укргаздобыче» удалось достичь рекордных 314 тыс. м проходки, что позволило ей увеличить годовую добычу на 335 млн куб. м газа.
Вместе с тем кажется странным, что до последнего времени нарастить добычу газа Украине мешало только отсутствие закона об упрощенном доступе к недрам. Эксперты считают, что Киеву стоит ждать не роста добычи, а, наоборот, быстрого сокращения.
По мнению Анпилогова, в среднесрочной и долгосрочной перспективе падение добычи газа на Украине продолжится.
«Месторождения слишком сильно исчерпаны, их начали эксплуатировать еще в 1950-1960-е гг. Ничего нового не найдено. Все перспективные структуры расположены на шельфе Черного моря, их по объективным причинам Украина просто потеряла. Старые газоносные провинции — Полтавская и Карпатская — сильно истощены. Последние найденные газовые залежи находятся на глубине 5-6 км, они очень тяжелы для разработки. Есть еще метан угольных пластов, но и он ушел вместе с донецкими углями. Украина добивалась, чтобы Россия убрала свои вышки рядом с Одесским газовым месторождением. И Россия это сделала. Теперь для развития газовой инфраструктуры рядом с Одессой нужны капитальные инвестиции, которые на Украине никто не сможет себе позволить», — рассказал эксперт.
Нет единого мнения и о том, как отразятся выборы президента Украины на переговорах по заключению нового соглашения о транзите российского газа.
«Украинский газовый вопрос глубоко политический. Его невозможно решить без решения целого ряда политических вопросов, которые возникли как до 2014 г., так и после. Если быть оптимистом, можно верить, что с приходом нового президента все наладится.
Но я оптимистом не являюсь, поэтому думаю, что Украина продолжит курс на парадоксальные с точки зрения собственной энергобезопасности решения. Тем более что Запад положительно относится к поднятию тарифов на газ для населения и промышленности Украины. Не думаю, что новый президент что-то поменяет»,
— отметил Анпилогов.
Он пояснил, что для налаживания отношений с Россией Украине надо отказаться от претензий к «Газпрому» на несколько миллиардов долларов.
«Их еще никто не получил, а кому-то из заместителей Кобелева уже из этих денег выдали премии и преференции. Многие начали зарабатывать на разрушении ГТС страны. Есть партия «газовой войны» на Украине, она имеет четкие дивиденды даже с процесса уничтожения транзитного потенциала своей страны. Поэтому, к сожалению, президент сам ничего не поменяет», — считает эксперт.
Белогорьев пояснил, что пока «Газпром» ждет результатов президентских выборов на Украине, где велика вероятность смены политической команды, поэтому переговоры по транзитному контракту начнутся уже после выборов.
«Украина в 2015 г. радикально поменяла законодательство, унифицировав его с европейским. Сейчас Киев предлагает подписание обычного контракта на транспортировку газа — по сути, такого же, что подписывают внутренние поставщики и потребители. Это принципиально отличается по условиям от того, что было подписано в 2009 г. У «Газпрома» к контракту много вопросов. Более того, претензии есть и у европейской стороны, потому что, несмотря на унификацию, контракт, предлагаемый «Нафтогазом», не в полной мере отвечает европейским стандартам. Должен идти трехсторонний диалог на экспертном уровне, но он пока не поддерживается на политическом уровне», — рассказал Белогорьев.
Эксперт напомнил, что «Нафтогаз» хотя и является участником переговоров, не может быть стороной самого контракта, поскольку в декабре 2019 г. управление ГТС Украины переходит к компании магистральных газопроводов.
«Ситуация запутанная. Поэтому переговоры закончатся не раньше осени, скорее всего, в ноябре — декабре текущего года. Но транзит в любом случае будет, поскольку он просто необходим в 2020-2021 г., до вывода на полную мощность «Северного потока — 2»,
— отметил эксперт.
При этом, по мнению Белогорьева, на переговоры по газовому транзиту итоги выборов президента Украины особого значения не окажут.
«Естественно, с действующей командой, прикрывающейся политическим имиджем Порошенко, вести переговоры российской стороне не хочется, поскольку накоплен большой багаж противоречий. Если победит Зеленский или, что менее вероятно, Тимошенко, переговоры могут пройти проще. Хотя, повторюсь, основная проблема в том, что Европа настаивает на новом формате транзитного договора, который бы соответствовал всем европейским стандартам. В этом смысле у России и Украины связаны руки. Я не думаю, что на деталях контракта скажется политическая ситуация на Украине», — заметил эксперт.
Екатерина Вадимова