Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) намерены провести во II квартале 2019 г. ремонтные работы на установках первичной и вторичной переработки. Об этом сообщает Argus Media со ссылкой на данные Минэнерго. Ремонтные работы приведут к сокращению загрузки предприятий, падению выпуска и экспорта нефтепродуктов.
Компании намерены снизить во II квартале мощности первичной переработки на 6,9 млн т, что на 1,8 млн т больше, чем за II квартал 2018 г.
Больше половины этого объема, или 3,8 млн т, придется на заводы «Роснефти». Наиболее масштабные работы компания проведет на заводах на Дальнем Востоке (в Ачинске и Комсомольске-на-Амуре), где потеря мощности составит 900 тыс. т и 742 тыс. т соответственно.
Потеря мощностей вторичной переработки в апреле — июне 2019 г. составит 6,4 млн т по сравнению с 3,6 млн т за аналогичный период 2018 г. Компании будут активно проводить ремонтные работы на установках гидроочистки дизтоплива.
Отечественные НПЗ обязаны проходить модернизацию, чтобы не потерять налоговую льготу. Для сохранения таможенной субсидии НПЗ был введен обратный акциз на нефть, который в точности повторяет существовавшие в более ранние годы выгоды от разницы в пошлинах на нефть и нефтепродукты. Однако такую компенсацию в цене смогли получить не все НПЗ, а только те, кто поставляет на внутренний рынок автобензин соответствующего качества или нафту для нужд нефтехимической отрасли в объеме не менее 10% от структуры своего выпуска.
Аналогичные привилегии могли быть предоставлены НПЗ компаний, находящихся под санкциями, а также тем, кто заключил с Минэнерго инвестиционное соглашение на модернизацию.
Так, в январе 2019 г. подписаны 9 инвестиционных соглашений с последними крупными НПЗ, не подпадавшими под компенсационные критерии. В результате этих соглашений около 98% российских перерабатывающих мощностей сохранили свое субсидирование, отмечают аналитики рейтингового агентства «Эксперт». Они добавляют, что для НПЗ, заключивших инвестиционное соглашение, Минэнерго предусмотрело проведение ежегодного мониторинга, по результатам которого в том случае, если план по капитальным вложениям не выполнен, то и субсидии могут быть с заводов сняты.
Для ряда удаленных от границ России НПЗ, то есть тех, которые наиболее остро нуждаются в субсидировании из-за логистики экспорта своей продукции, концепцией компенсационных выплат предусмотрен логистический коэффициент, который увеличивает объем получаемого возвратного акциза НПЗ. Этот коэффициент, по сути, улучшает экономику таких НПЗ по сравнению с условиями 2017 г., отмечает аналитик УК «Ронин Траст» Сергей Стукалов.
Правда, недостатком такого стимулирования по-прежнему является зависимость его объемов и получаемых НПЗ сумм от цены на нефть, номинированной в рублях.
Когда цена на нефть падает, такие предприятия особенно нуждаются в поддержке, так как сокращается величина получаемой ими косвенной субсидии.
Этот перекос был не очень заметен в 2018 г., когда средняя цена Brent составила около $71 за баррель и, кроме этого, внутри года цена росла — с отметки $54 за баррель в 2017 г.
Но бюджетное правило Минфина, то есть откуп с рынка валюты, которая приходит в страну от продажи нефти, а также влияние санкций и глобальный отток капитала с развивающихся рынков в результате торговых войн нарушили в 2018 г. ставшую привычной связь валютного курса и цен на нефть. Это привело к росту валютно-ценовых рисков для всех компаний-экспортеров, считают аналитики РА «Эксперт».
Относительная стабильность курса рубля по итогам 2018 г. дала более чем 40%-е увеличение стоимости барреля нефти в рублях. С одной стороны, это обеспечило рост выручки компаний в нефтедобыче, а с другой — вызвало сложности на топливном рынке внутри страны, так как в итоге поднялись цены на топливо.
Исторически цены на топливо на внутреннем рынке росли сопоставимо с уровнем инфляции, при этом они не снижались даже в периоды низких цен на нефть, что объяснялось относительной стабильностью рублевой стоимости барреля нефти, а также ростом акцизов.
Для сдерживания цен на автобензин и дизельное топливо в октябре 2018 г. Минэнерго, ФАС, ВИНКи и независимые НПЗ подписали соглашение о «заморозке» цен, в соответствии с которым до 31 марта 2019 г. по регионам устанавливаются потолки цен на оптовом топливном рынке, которые планируется в случае продления договоренности индексировать на уровень годовой инфляции.
Но и это еще не все подводные камни, приготовленные для отечественных НПЗ. В целях сдерживания роста цен на топливо и чтобы предотвратить его дефицит, Минэнерго с начала 2019 г. внедрило в практику демпфирующий механизм. Этот механизм призван компенсировать для НПЗ часть разницы (60% в 2019 г. и 50% в 2020 г.) между справедливой ценой на топливо и условной оптовой ценой на топливо — с учетом НДС и акциза, устанавливаемого регулятором. Справедливая цена определяется величиной экспортного нетбэка в портах Северо-Западного федерального округа.
Этот механизм предусматривает отрицательный размер компенсации.
По сути, НПЗ придется платить налог или штраф в том случае, если величина экспортного нетбэка на топливо опускается ниже условной оптовой цены, что может вынуждать НПЗ повышать цены реализации своего товара, чтобы получать средства для оплаты штрафа.
При этом сам механизм действует только до тех пор, пока фактические средние оптовые цены реализации топлива на внутреннем рынке не выходят за 10%-й коридор условных оптовых цен, ежегодно индексируемых на 5%. Условные оптовые цены на топливо были установлены регулятором на уровне 56 тыс. руб. за тонну бензина АИ-92 и 50 тыс. руб. за тонну дизельного топлива 5-го класса. Однако затем они были снижены на 10%, что, по расчетам аналитиков РА «Эксперт», значительно уменьшает вероятность получения НПЗ, производящими и автобензин, и дизельное топливо, совокупных убытков — суммарно по автобензину и дизельному топливу — при реализации топлива на внутреннем рынке по предельным «замороженным» ценам. Но такое положение одновременно порождает возможность резкого изменения платежей при падении нетбэка ниже уровня изначальной условной базовой цены.
В этой ситуации, в случае продления заморозки цен на топливо, любой НПЗ может потерять доход дважды — и от заморозки цены на свою продукцию, и от отмены субсидии, если завод не пройдет модернизацию. Поэтому в 2019 г. НПЗ будут активно вставать на ремонт.
Елена Гостева