Posted 14 марта 2019, 15:17
Published 14 марта 2019, 15:17
Modified 16 августа 2022, 21:46
Updated 16 августа 2022, 21:46
По оценке российского рейтингового агентства «Эксперт РА», прибыль отечественных нефтедобывающих компаний до налогообложения и вычета расходов (EBITDA) в 2019 г. снизится до 6%. Произойдет это после достижения рекордных значений 2018 г. В 2020 г. EBITDA и вовсе упадет до 1%. Влияние налогового маневра на отрасль осложняется тем, что последствия введения демпфирующего механизма в сегменте нефтепереработки сейчас предсказать сложно. Об этом сказано в отчете по итогам работы нефтяной отрасли в 2018 г., подготовленном аналитиками агентства.
Завершение налогового маневра практически не отразилось на компаниях нефтедобывающей отрасли и НПЗ, получивших компенсации в виде обратного акциза на нефть.
Аналитики РА «Эксперт» отмечают, что по итогам завершения налогового маневра обратный акциз на нефть в точности дублирует ранее существовавшие для НПЗ выгоды от разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты. А введенный в рамках маневра логистический коэффициент лишь улучшает экономику некоторых НПЗ, которые наиболее удалены от границ России и остро нуждаются в субсидировании.
В 2019 г. нефтедобывающие компании столкнутся с ростом налоговой нагрузки из-за очередного повышения слагаемого Кк в формуле расчета НДПИ, что снижает EBITDA сегмента на 1%. При этом, по расчетам РА «Эксперт», в 2020 г. изменений в налоговой нагрузке не произойдет. EBITDA НПЗ, по которому агентство рассчитывало модель своего прогноза, получающего обратный акциз на нефть – а это 98% мощностей российской переработки, – не претерпевает изменений в 2019 и 2020 гг.
Между тем демпфирующий механизм, введенный с 2019 г. для сдерживания цен на топливо и в целях снятия его дефицита, может привести к прямо противоположному эффекту, и цены на топливо могут вырасти.
Механизм предусматривает отрицательный размер компенсации в том случае, если величина экспортного нетбэка на топливо в портах Северо-Западного федерального округа опускается ниже условной регулируемой оптовой цены. Это может стимулировать НПЗ повышать реальные цены отпуска топлива с заводов для того, чтобы компенсировать отрицательную разницу, которую могут при негативном сценарии получить заводы. Платежи по демпферу способны менять свой знак с плюса на минус и наоборот и могут вести себя скачкообразно при минимальных колебаниях параметров его расчета, что осложняет прогнозирование денежных потоков для НПЗ.
Для нефтедобывающих компаний, в том числе не имеющих перерабатывающих мощностей, действие демпфера может привести к снижению EBITDA на 3%. Риски, связанные с демпфирующим механизмом, могут быть нивелированы в 2020 г., если этот механизм будет отменен и установлен режим плавающего акциза на топливо. Последнее зависит от того, будет ли найден компромисс между позициями Минэнерго и Минфина, указывается в отчете агентства.
EBITDA компаний нефтяной отрасли ждет коррекция после рекордных значений 2018 г. По оценке аналитиков РА «Эксперт», EBITDA нефтедобывающих компаний может упасть до 6% в 2019 г. и до 1% в 2020 г. Прибыльность упадет на фоне снижения рублевых цен на нефть и сокращения уровня ее добычи в рамках реализации соглашения ОПЕК+. EBITDA НПЗ может скорректироваться сильнее, до 12 и 4% соответственно.
«Мы воздерживаемся от явного прогнозирования итогов действия демпфирующего механизма на топливном рынке, при этом отмечаем, что он может оказать смешанное, малопредсказуемое влияние на сегмент нефтепереработки, что негативным образом отразится в первую очередь на кредитоспособности независимых НПЗ»,
– сказано в отчете РА «Эксперт».
США и страны – участницы соглашения ОПЕК+ продолжают формировать доминирующее влияние на нефтяные котировки, говорится в докладе.
В течение 2018 г. агентство «Эксперт» скорректировало свои прогнозы по цене нефти сорта Brent в сторону ее повышения – с $52,5 до $62,5 за баррель.
Такая корректировка была обусловлена действием ряда факторов как в части предложения нефти, так и в части спроса.
«Мы придерживаемся такого прогноза на данный момент и на 2019-2020 гг. При этом фундаментально в отсутствие регулирования предложения на рынке, а также геополитических шоков, на наш взгляд, цена на нефть должна определяться предельными издержками добычи последнего мирового производителя, которым являются сейчас США», – говорится в отчете. Эти издержки, по разным оценкам, составляют от $50 до $55 за баррель.
Цены на нефть характеризуются высоким уровнем эластичности по отношению к предложению нефти, что объясняет их повышенную волатильность при выходе любых новостей, в том числе геополитических, которые могут свидетельствовать о потенциальном росте или снижении мировой добычи. В 2018 г. на рынок значимо влияли такие факторы, как агрессивный, превысивший ожидания рост уровня добычи нефти в США; снижение экспорта иранской нефти в результате возобновления санкций со стороны США; устойчивое снижение уровня добычи нефти в Венесуэле; действия стран – участниц соглашения в формате ОПЕК+.
По данным ОПЕК, предложение нефти в 2018 г. вне картеля выросло на 2,7 млн б/с, причем около 82% этого прироста пришлось на США. В 2019 г. США останутся ключевым драйвером роста мировой добычи нефти. Поддержку росту добычи нефти в США окажет снятие действующих инфраструктурных ограничений по ее экспорту: будут запущены в эксплуатацию новые трубопроводы, которые позволят стране, по прогнозам энергетического агентства EIA, увеличить добычу нефти и жидких углеводородов еще на 2 млн.
Опасения по возобновлению санкций США в отношении Ирана реализовались – пусть и в менее жестком варианте, чем это ожидал мировой рынок.
Но эти санкции привели к снижению добычи в этой стране с 3,8 млн б/с в 2017 г. до 3,5 млн б/с в 2018 г. При этом в течение 2018 г. уровень добычи стабильно падал и по состоянию на январь 2019 г. составляет уже 2,7 млн б/с.
Меньшая радикальность реализовавшегося сценария заключается в том, что запрет на текущий момент не касается крупнейших стран – покупательниц иранской нефти, среди которых Китай и Индия. Однако и это исключение действует только до мая 2019 г. В этой ситуации у американской администрации имеется определенный рычаг давления на мировые цены на нефть в том смысле, что она может так или иначе регулировать объем предложения иранской нефти через изменение допустимых объемов ее реализации крупнейшим покупателям.
Уровень добычи нефти в Венесуэле демонстрирует в последние годы самое драматичное падение: с 2,4 млн б/с в 2015 г. до 1,1 млн б/с по состоянию на январь 2019 г.
Введенные США санкции против PDVSA могут ускорить падение добычи в стране в 2019 г.
Геополитическая ситуация в Иране и Венесуэле, которые являются значимыми участницами ОПЕК (18% добычи картеля по итогам 2017 г.), помогла реализации соглашения ОПЕК+ по ограничению добычи нефти, подписанного в декабре 2016 г. Это, в свою очередь, привело к росту цен выше $70 за баррель Brent с апреля 2018 г. Дополнительную поддержку реализации соглашения оказал превысивший ожидания спрос на нефть со стороны крупнейших стран – потребителей топлива. По данным ОПЕК, в 2018 г. рост спроса на нефть составил 1,47 млн б/с, из которых 31% пришелся на США, 27% – на Китай, 14% – на Индию.
Опасения по дефициту нефти на рынке привели к тому, что Саудовская Аравия и Россия наряду с США подняли уровни добычи до рекордных отметок. Инвесторы были озабочены замедлением роста мировой экономики из-за торговой войны Штатов и Китая. Это спровоцировало обвал цен на нефть в IV квартале 2018 г.
Однако цены менее месяца находились на предельном для американских производителей уровне $50-55 за баррель, а затем вернулись в текущий диапазон $60-65 после подписания в декабре 2018 г. нового соглашения по ограничению добычи в формате ОПЕК+. Оно заключается в снижении уровня добычи на 1,2 млн б/с и будет действовать до середины 2019 г. Главная роль в исполнении соглашения отводится Саудовской Аравии, которая заявила о готовности снизить добычу в большем объеме, чем предусмотрено в соглашении. Это можно объяснить тем, что для государственного бюджета этой страны комфортен уровень цен на нефть более $70 за баррель.
Соглашение ОПЕК+ в целом позитивно для российской нефтедобывающей отрасли, несмотря на необходимость корректировок планов по росту добычи. Такой вывод делают аналитики агентства.
Новое соглашение ОПЕК+ подразумевает для России сокращение добычи на 0,2 млн б/с с уровня, достигнутого в октябре 2018 г. В ситуации продления соглашения на весь 2019 г. это приведет к снижению уровня добычи на 1,5-2%. Кроме того, соглашение может привести к сдвигу сроков разработки ряда месторождений из-за того, что некоторые компании имели амбициозные планы по наращиванию уровня добычи в ближайшие годы.
Тем не менее, на взгляд авторов исследования, принимая во внимание эффективность дебютного соглашения ОПЕК+ в части влияния на мировые цены, новая договоренность позитивна для компаний отрасли.
Договоренность пойдет российским производителям в плюс, так как 1%-е увеличение объема добычи для российской нефтедобывающей компании по причинам, связанным со спецификой отечественного налогообложения, менее выгодно, чем 1%-й рост цены на нефть. Ведь дополнительная прибыль в результате роста цен превысит тот доход, который не будет получен из-за сдерживания объемов добычи. Этот факт объясняется уже упомянутой ранее в отчете высокой эластичностью цен на нефть к изменениям в предложении.
Правда, есть вопрос о том, будет ли новое соглашение продлено на весь 2019 г.
«На наш взгляд, ответ на этот вопрос будет зависеть от конкретной ситуации на рынке к моменту его мониторинга комитетом в апреле. В любом случае участники соглашения дали понять, что координация действий между странами останется даже при отсутствии формально зафиксированного плана действий. Эта договоренность видится важным фактором будущей стабильности цен на рынке в среднесрочной перспективе», – сказано в обзоре. При проведении анализа агентство консервативно предполагает, что соглашение по ограничению добычи продлят на 2019 г. и оно будет распространяться на весь дальнейший горизонт прогнозирования.
Елена Гостева