Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) США внесло в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons) по Венесуэле один из старейших росзагранбанков «Еврофинанс Моснарбанк», являющийся смешанной структурой по форме собственности. В состав его акционеров входят структуры России и Венесуэлы.
Информация о внесении банка в список SDN содержится в распространенном 11 марта 2019 г. сообщении Минфина США в разделе «обновление санкционных списков».
О введении санкций в отношении венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA США заявили еще 28 января 2019 г. Результатом стала блокировка активов компании в юрисдикции США на общую сумму $7 млрд. Под запрет попадают сделки с этими активами для американских физических и юридических лиц. Самое главное — для резидентов США любые транзакции через банк также запрещаются.
То есть с 11 марта 2019 г. не будет проведен ни один платеж гражданина и юрлица США через счета «Еврофинанс Моснарбанка».
Скорее всего, банков-смельчаков, которые бы рискнули наплевать на угрозу введения против них санкций со стороны США и продолжили проводить платежи банка в долларах США через свои счета, не найдется.
Государственный фонд национального развития Fonden S.A. (принадлежит Министерству экономики, финансов и государственных банков Венесуэлы) владеет 49,99% акций банка, а блокирующие пакеты по 25% плюс одна акция принадлежат «Газпромбанку» (и его «дочке» «Новфинтеху») и ВТБ (и его иностранным структурам ITC Consultants и VTB Bank (Europe).
Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон в начале марта заявил, что иностранные финансовые организации могут попасть под санкции за содействие «незаконным транзакциям в пользу Николаса Мадуро». Поэтому и введенные США санкции против «Еврофинанс Моснарбанка» связаны с тем, что банк продолжает поддерживать отношения с правительством президента Венесуэлы. Среди причин упоминается работа с компанией PDVSA: банк обвиняется в причастности к попытке обойти санкционный режим США с помощью национальной криптовалюты петро (El Petro). Об этом говорится в сообщении Минфина США.
Отмечается, что крупные финансовые организации США и Европы прекратили сотрудничество с правительством Венесуэлы «из-за значительных рисков, сопутствующих этой работе».
«Когда в 2018 г. была запущена венесуэльская криптовалюта петро, «Еврофинанс» стал основным международным финансовым учреждением, готовым ее финансировать.
Инвесторам было предложено купить петро, перечислив средства на счет правительства Венесуэлы в этом банке, — говорится в сообщении финансового ведомства. — Это отражает надежды венесуэльских властей на то, что криптовалюта позволит обойти финансовые санкции США».
Справедливости ради следует отметить, что El Petrо — это не совсем криптовалюта, а, скорее, поставочный фьючерс на нефть, она также номинирована в долларах.
«В связи с информацией о введении США санкций в отношении АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» сообщаем, что банк продолжает работу в стабильном режиме. Банк выполняет и будет безусловно выполнять все свои обязательства перед клиентами и партнерами в полном объеме,
— говорится в официальном сообщении организации. — Банк имеет высокое качество активов, высокий уровень ликвидности и достаточности капитала, а ставка на стабильные и надежные финансовые инструменты совместно с консервативной политикой по оценке рисков позволяет банку преодолевать негативные тенденции как внутреннего, так и внешнего характера».
«Новость не стала неожиданностью, США предупреждали о подобных нововведениях. При этом сам банк ведет деятельность, как и прежде.
Не думаю, что санкции могут серьезным образом отразиться на деятельности банка и российско-венесуэльском сотрудничестве. Тем более что активы на территории США, поскольку санкции были ожидаемыми, вряд ли найдутся в этом банке»,
— прокомментировала инициативу США для портала «Нефть и Капитал» аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
Но если вспомнить историю развития других отечественных банков, находящихся под жесткими санкциями США, от работы с долларом США «Еврофинанс Моснарбанку», скорее всего, придется отказаться. По пути отказа от работы в долларовом пространстве в 2014 г. пошел банк «Россия».
АКБ «Еврофинанс» был создан в 1993 г. в Москве путем преобразования финансовой компании «Еврофинанс», одной из первых в России совместных компаний с иностранным капиталом, зарегистрированной в декабре 1990 г. Учредителями банка выступили Коммерческий банк для Северной Европы Евробанк, Париж (французский российский заграничный банк) и Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).
КБ «Моснарбанк» был создан в 1995 г. в Москве в качестве 100% дочерней структуры Moscow Narodny Bank Limited (английского российского заграничного банка), ведущего свою историю с учрежденного в столице России в 1911 г. Московского Народного Банка, который позже вошел в британскую банковскую систему.
В ходе ликвидации в начале 2000-х гг. системы росзагранбанков финансовые учреждения были слиты в один банк. В декабре 2003 года в результате присоединения «Моснарбанка» к банку «Еврофинанс» образовался АКБ «Еврофинанс Моснарбанк». Объединение бизнеса «Моснарбанка» и «Еврофинанса» было логичным, так как оба банка создавались как дочерние организации крупнейших российских заграничных банков и имели во многом общие цели и задачи.
Долгие годы российскими загранбанками владел Банк России. На конфликт интересов (по логике регулятор не может быть акционером поднадзорных учреждений) российскому ЦБ неоднократно указывали МВФ и другие международные финансовые институты. Позднее доли были переданы Банком России в госбанки ВТБ и «Газпромбанк».
Венесуэльский госфонд вошел в капитал «Еврофинанс Моснарбанка» в 2011 г. после подписания соглашения между Россией и Венесуэлой.
Изначально предполагалось, что банк будет финансировать совместные проекты. У «Еврофинанса» есть представительство в Венесуэле, которое, по сообщению банка, продолжает работать.
До 11 марта банк, как организация с российскими государственными банками-акционерами, подпадал под секторальные ограничения США. Это означает, что с августа 2014 г. введен запрет на привлечение долгового финансирования сроком более чем на 14 дней, то есть закрыт внешний рынок займов. Банку запрещено привлекать на международном рынке акционерное финансирование, размещая свои акции на международных торговых площадках. О том, что банк находится под секторальными санкциями, «Еврофинанс» подтверждал в своем отчете за 2016 г.
По состоянию на 1 февраля 2019 г. банк, по разным источникам оценки («Интерфакс» и другие рейтинговые системы), занимал 78-82-е места по размеру активов. Активы банка составляли 64,8 млрд руб.
Можно сказать, что 11 марта 2019 г. в санкционной политике США в отношении России создан прецедент, когда финансовое учреждение, находящееся под «российскими» секторальными санкциями, было внесено в более жесткий список SDN, причем по другой страновой программе — Венесуэлы.
Елена Гостева