По мере продвижения строительства «Северного потока – 2» отношение Украины к этому проекту становится все более нервным. Кроме того, в геометрической прогрессии растут финансовые претензии «Нафтогаза Украины» к российскому «Газпрому».
На днях стало известно, что международный консорциум построил уже две трети «Северного потока – 2», то есть около 800 км. Через некоторое время глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил о том, что газопровод лишит Украину транзита, а Киев утратит сдерживающий фактор против «российской агрессии».
Ранее Коболев сообщал, что «Нафтогаз» выиграл в арбитражном трибунале в Гааге иск против России о взыскании ущерба из-за потери активов в Крыму, поэтому компания в качестве компенсации рассчитывает получить $8 млрд. При этом в российском Минюсте отметили, что Москва не участвовала в разбирательстве и не признает решение гаагского суда, так как у него нет юрисдикции на рассмотрение украинского иска.
Самая фантастическая информация была распространена «Нафтогазом Украины» в конце февраля, когда на странице в Facebook компания указала, что она инициировала процесс взыскания активов российского «Газпрома» в Люксембурге и уже получила газ на сумму более 2 млрд. При этом исполнительный директор компании Юрий Витренко заявил, что долг «Газпрома» перед украинской компанией вырос на $200 млн после того, как Стокгольмский арбитраж присудил ей победу в споре.
Заметим, что российская компания информацию о взыскании у нее газа на $2 млрд никак не комментировала, видимо, не желая участвовать в предвыборной агитации кандидатов в президенты Украины.
Российские отраслевые эксперты отмечают, что не понимают, каким образом — официально, без воровства — «Нафтогаз» мог взыскать газ при условии, что Киев с 2015 г. у России его не покупает.
Российское голубое топливо, приходящее в ЕС через газотранспортную систему Украины, сразу попадает к европейским потребителям и не является собственностью российского концерна.
Вместе с тем они указали, что выборы президента Украины, к сожалению, могут и не внести ясности в будущие переговоры по новому договору о транзите российского газа, поскольку политическая ситуация в стране нестабильная и сейчас сложно прогнозировать, что будет после 31 марта. Кроме того, Россия неоднократно заявляла о том, что украинский транзит для нее самый дорогой. Так, по словам главы Минэнерго России Александра Новака, из-за старости газовой системы Украины транспортировка газа по территории страны в Европу обходится России в 2-2,5 раза дороже, чем по другим маршрутам, в том числе «Ямал – Европа» и «Северный поток – 1».
Позже в интервью Luxemburger Wort премьер-министр России Дмитрий Медведев завил, что Россия со строительством «Северного потока – 2» и «Турецкого потока» не отказывается от транзита газа по действующим трубопроводам. Таких решений не предусматривается ни в отношении Украины, ни в отношении других стран.
«Чем больше будет транзитных маршрутов, тем надежнее будут поставки», — отметил Медведев. Он уточнил, что для продолжения транзита газа через Украину необходимо соблюдение ряда условий.
«Если коротко, это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка», — пояснил премьер-министр РФ.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в интервью «НиК» напомнил, что будущее газовых переговоров Москвы и Киева всецело зависит от выборов президента Украины.
«Понятно, что транзит по ГТС Украины все равно в каком-то объеме сохранится. Европа будет настаивать на этом.
Но критерии и форматы будущих соглашений зависят от итогов президентской кампании на Украине и, главное, от того, не начнутся ли там очередные беспорядки после выборов.
Сейчас кампания идет очень напряженно, с постоянными «вылазками» определенных групп влияния. Политическая ситуация крайне нестабильная, вполне может случиться второй «майдан», — пояснил эксперт.
По его словам, он не понимает, каким образом «Нафтогазу» удалось арестовать российский газ на $2 млрд.
«Газ приходит в Европу и сразу по контракту передается покупателям. Чисто физически они могли арестовать газ, только если он принадлежит «Газпрому» и находится в каком-то из европейских ПХГ. Но никто об этом не знает»,
— указал эксперт.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также не понимает, каким образом украинская компания могла взыскать газ у «Газпрома».
«Давно речь шла о том, что был арестован газ Фирташа, который был закачан в подземные хранилища, они его отобрали, но это был не газ «Газпрома». Я не видел заявлений «Газпрома» о том, что у них какой-то газ отобран», — заявил эксперт.
Он напомнил, что, несмотря на все разногласия российской и украинской сторон, к декабрю они должны прийти к какому-то компромиссу, чтобы транзит по украинской ГТС был продлен.
«Час икс все знают», — указал Правосудов.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что в поддержку украинского транзита выступает Европа, которая хорошо понимает, что при его отсутствии Украину придется полностью кормить Евросоюзу.
«России надо было с самого начала отправлять Украину к немцам. Продавать наш газ на российской территории ФРГ. Дальше чтобы у немцев голова болела, как этот газ будет проходить через ГТС Украины»,
— отметил эксперт в интервью «НиК».
Он напомнил, что голубое топливо является главным козырем в украинской избирательной кампании, а именно — взаимные обвинения на предмет его кражи.
«До 2014 г. у Украины была одна и та же песня: вы нам должны, мы своей властью газ из системы заберем. Юля (Юлия Тимошенко — прим. «НиК») в свое время продала на Запад весь газ, отправленный «Газпромом» для Украины, за год. На эти деньги она до сих пор и существует. Порошенко примерно те же операции проводит сейчас», — говорит Журавлев.
Вместе с тем он не прогнозирует обострения газовых отношений между Киевом и Москвой.
«Они будут вести вечную войну за цены, но закрыть трубу не смогут. Германия взяла курс на отказ от угля, поэтому, если Украина начнет перекрывать транзит, на ее территорию войдет Бундесвер», — пояснил Журавлев.
Стоит также отметить, что за всеми политическими играми вокруг газа ситуация для украинского населения постоянно ухудшается.
По словам украинского политического эксперта Владимира Кацмана, за последние 4 года цена на газ для рядовых граждан уже увеличилась в 11 раз. При этом глава «Нафтогаза» в эфире «5 канала» подчеркнул, что повышение цены на газ для населения — одно из главных условий сотрудничества Украины с Международным валютным фондом, поэтому снижать ее не будут ни после президентских, ни после парламентских выборов.
Екатерина Вадимова