Снижение эквайринга не уменьшит стоимость бензина

13 февраля 2019, 15:46
РТС борется за маржинальность независимых поставщиков топлива

Независимые АЗС в условиях заморозки цен на топливо и налогового маневра вновь решили отстаивать свою прибыль. На этот раз глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша направил письма министру финансов Антону Силуанову и председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой снизить эквайринг (комиссию банков для торговых предприятий за прием платежей по банковским картам – «НиК») до 0,2-0,3%. В настоящее время эквайринг составляет в среднем 1,5-1,6%.

РТС решился на такой шаг после того, как президент РФ 8 февраля раскритиковал высокие комиссии за эквайринг.

Владимир Путин назвал их «квазиналогом», высказавшись в пользу решения проблемы с привлечением бизнес-сообщества. В письме Аркуши отмечается, что комиссия за эквайринг в РФ одна из самых высоких в мире. Она более чем втрое превышает показатель в странах Восточной Европы (0,4% в Польше, Словакии, Венгрии), где распространенность банковских карт соответствует российской.

По данным РТС, доля покупок на АЗС с помощью банковских карт составляет 53%, а средняя ставка эквайринга – 1,5-1,6%, в то время как стоимость инкассации наличных средств в 8 раз ниже эквайринга (0,18%).

«На данный момент стоимость эквайринга в цене литра продаваемого на АЗС топлива около 70 копеек, что составляет около 15% всех операционных расходов АЗС при пересчете на реализуемый литр. Данные расходы на 8 копеек выше стоимости хранения одного литра топлива на нефтебазе и его транспортировки до АЗС и составляют более 55% от фонда оплаты труда персонала», – отмечается в письме.

РТС предложил разработать и внедрить целевую модель регулирования ставок межбанковских комиссий и банковских тарифов.

Кроме того, союз предлагает наделить ЦБ РФ полномочиями проводить ежеквартальный мониторинг ставок и регулировать деятельность платежных систем и банков, в том числе по установлению максимальной величины тарифов и обязательных требований к раскрытию информации.

Заметим, что вопрос об эквайринге совсем не так прост, как может показаться.

По данным президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, которые он обнародовал в СМИ, комиссия за безналичные платежи для торговых сетей в 2018 г. составила 250 млрд руб. И опрошенные «НиК» отраслевые эксперты считают, что борьба с банковским лобби предстоит тяжелая. При этом они нисколько не сомневаются, что даже в случае снижения эквайринга это распространится на все типы АЗС. Да и цены на топливо не уменьшатся.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что, поскольку на дороговизну эквайринга обратил внимание президент РФ, скорее всего, Минфин и ЦБ сделают определенные шаги по уменьшению этой комиссии.

«Цены на бензин от этого, конечно, не снизятся. За счет уменьшения эквайринга АЗС улучшат свою маржинальность»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов отметил, что, если инициатива президента будет поддержана банками, ждать большого снижения комиссии нет оснований.

«Присутствует общая тенденция давления на соответствующие финансовые структуры для уменьшения стоимости безналичных платежей. В какой-то степени эта кампания добьется успеха, но банковское лобби довольно могущественно, поэтому, с одной стороны, на какие-то уступки банкиры, скорее всего, пойдут, но с другой – они за свою прибыль будут сражаться. Ждать сильных подвижек не стоит», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Он считает, что если вопрос снижения эквайринга решится, то комиссия снизится для всех предприятий.

Хестанов также рассказал, что довольно распространена практика, особенно у больших торговых сетей, когда они, помимо стандартного тарифа за эквайринг, имеют какую-то персональную скидку.

«Можно предположить, что крупные сети платят не 1,5-1,6%, а заметно меньше. Это выражается в том, что в виде бонусов часть денег возвращается, но данная информация – тайна за семью печатями», – указал эксперт.

Кстати, в отчете аналитического агентства Moody’s частично подтверждается информация о бонусах, поскольку в нем говорится, что крупнейшие российские банки, вероятнее всего, пойдут на уменьшение комиссии за прием карт, однако следом обязательно сократят вознаграждения в программах лояльности для клиентов.

Екатерина Вадимова

#Цены на бензин и дизельное топливо #Цены на бензин #Аналитика #Цены на топливо #Независимые АЗС
Подпишитесь