Минувший год оказался весьма удачным для казахстанского нефтегаза. Объем добычи нефти и газового конденсата в Казахстане в 2018 г. превысил все ранее озвученные профильным министерством прогнозы, достигнув рекордной отметки за всю историю развития нефтегазовой отрасли – 90,3 млн тонн – и оказав сильную поддержку экономике: благодаря успехам отрасли ВВП вырос на 4%. Год назад министр национальной экономики страны Тимур Сулейменов заявлял о планах сохранить добычу в 2018 г. на уровне 2017 г. – 86,2 млн тонн. Но затем, в апреле, правительство увеличило этот прогноз на 0,9%, до 87 млн тонн.
Отрасль, укрепившаяся за год на 4,7%, демонстрировала рост в течение всех 12 месяцев. Так, по итогам I квартала 2018 г. относительно аналогичного периода 2017 г. добыча нефти и газоконденсата в республике выросла на 6,1%, до 22,3 млн тонн. За полгода добыча выросла до 45,2 млн тонн – на 6,2% к январю – июню 2017 г. По истечении трех кварталов 2018 г. в сравнении с тем же периодом 2017 г. добыча нефти и газоконденсата увеличилась на 5,3%, до порядка 60 млн тонн, вновь продемонстрировав динамику роста.
Львиная доля добычи нефти в 2018 г. традиционно пришлась на три крупнейших проекта – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, совокупно добывших 53,9 млн тонн.
Наибольший объем обеспечило месторождение Тенгиз (Атырауская область) – 28,6 млн тонн (103,3% к плану 2018 г.), затем Кашаган (казахстанский шельф Каспийского моря) – 13,2 млн тонн (120% к плану 2018 г.) и Карачаганак (Западно-Казахстанская область) – 12,1 млн тонн (100,8% к плану 2018 г.). В частности, в I квартале 2018 г. на эту «тройку» пришлась добыча в общей сложности 13,5 млн тонн нефти (в том числе на Тенгиз – 7,4 млн тонн, Кашаган – 2,9 млн тонн, Карачаганак – 3,2 млн тонн); в I полугодии 2018 г. – 27,2 млн тонн (14,7 млн тонн, 6,2 млн тонн и 6,3 млн тонн соответственно); за три квартала – 35,8 млн тонн (19 млн тонн и по 8,4 млн тонн соответственно). К слову, цифра добычи, озвученная в декабре руководством ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), являющегося разработчиком Тенгизского месторождения, оказалась выше ранее опубликованных Министерством энергетики РК данных – 21,5 млн тонн.
Каждый участник этой казахстанской «тройки» в 2018 г. был отмечен событиями, имеющими сколько-нибудь важное значение не только для самих этих компаний, но и для будущего отрасли.
Тэд Этчисон, занимавший до декабря 2018 г. пост генерального директора ТШО, накануне ухода из компании заявлял, что роста объема добычи на Тенгизе удалось достичь, несмотря на проведенный в сентябре капитальный ремонт комплексной технологической линии КТЛ-2 – одной из пяти, имеющихся на Тенгизе. Силами свыше 8200 работников, задействованных в две смены, досрочно были отремонтированы свыше 250 колонн, сосудов, реакторов и теплообменников, более 1000 клапанов. Во время капремонта стабильное производство обеспечивали остальные 4 технологические линии, а также Завод второго поколения и объекты Закачки сырого газа (ЗВП/ЗСГ).
По словам Этчисона, в течение 2018 г. одной из главных целей работы ТШО была реализация Проекта будущего расширения и Проекта управления устьевым давлением скважин (ПБР-ПУУД).
Она должна увеличить нефтедобычу на Тенгизе еще на 12 млн тонн, до 39 млн тонн в год. Прошлогодний запуск маршрута транспортировки грузов (МаТраГ) позволил приступить к разгрузке, хранению и доставке на рабочую площадку на месторождении Тенгиз модулей для сборки основного оборудования для ПБР-ПУУД. Доставка модулей с производственных площадок в Казахстане, Южной Корее и Италии осуществляется зафрахтованными большегрузными судами через перевалочные базы в Болгарии и Финляндии, далее через системы внутренних водных путей Российской Федерации в небольшой порт Прорва на побережье Каспийского моря, специально построенный для ПБР-ПУУД. Отсюда модули отправляются на Тенгизское месторождение для окончательной сборки и монтажа.
По информации ТШО, к началу осени 2018 г. на участок строительства будущего Завода третьего поколения (ЗТП) ПБР-ПУУД был доставлен изготовленный в Авенце (Италия) первый модуль газотурбинных генераторов «Фрейм 9» (ГТГ). Его доставка в Казахстан осуществлялась из итальянского порта Марина-ди-Каррара через болгарский Бургас, а далее по южному маршруту внутренних водных путей России на МаТраГ. Компоненты ГТГ в настоящее время продолжают прибывать на Тенгиз. Одновременно в Казахстан через перевалочную базу в порту Хамина (Финляндия) и далее по северному маршруту внутренних водных путей России были доставлены первые сборные модульные блоки, изготовленные в Южной Корее. В середине сентября 2018 г. на Тенгизе подрядчиком по подъему тяжеловесных грузов «Саренс» при помощи самоходных транспортеров на месте ЗТП ПБР-ПУУД была установлена на постоянные фундаменты первая сборная модульная эстакада (СМЭ) весом 573 тонны, изготовленная на производственной площадке «Ерсай» в Мангистауской области Казахстана. Еще ряд модулей от «Ерсай» ожидает своей сборочной и монтажной очереди на Тенгизе.
В 2018 г. на Тенгизском месторождении продолжались работы по проектированию основных производственных объектов, завершению строительно-монтажных работ на базовой подстанции, на всех скважинных площадках, трубопроводах и замерных установках. Велось строительство автомобильных дорог, возводилась 1-я очередь системы сбора высокого давления. На ЗТП продолжились общестроительные и подземные работы, в сентябре начался монтаж резервуаров. В целом, как заверил Этчисон, все работы проводились согласно графику.
Напомним, что после завершения в 2008 г. проекта ЗВП/ЗСГ, увеличившего суточную добычу нефти на Тенгизе до 75 тыс. тонн и суточное производство природного газа до 22 млн кубометров, ПБР-ПУУД, выполняемый в целях повышения эффективности и экономии средств одновременно, во второй раз существенно увеличит потенциал нефтедобычи на этом месторождении.
Тенгизская нефть, как и до сих пор, в полном объеме будет экспортироваться через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Для международного консорциума North Caspian Operating Company N.V. (NCOC), разрабатывающего в рамках Северо-Каспийского проекта гигантское нефтегазовое месторождение Кашаган на казахстанском шельфе Каспийского моря, основным событием 2018 г. стало достижение уровня добычи нефти 350 тыс. б/с. Поддержание этой планки стало возможно за счет начатой в 2017 г. закачки газа в пласт.
Уровень добычи на Кашагане превышает целевые показатели ежеквартально с момента возобновления эксплуатации месторождения осенью 2016 г.
Одновременно NCOC пытается решать вопрос обеспечения экспорта всего получаемого из нефти объема серы. Сегодня при суточном производстве 4,5 тыс. тонн серы в гранулированном виде вывозится порядка 3,8-3,9 тыс. тонн – в основном она экспортируется в Китай и страны Западного Средиземноморья. Остальное складируется на серных блоках, угрожая с ростом нефтедобычи обернуться проблемой, как когда-то для ТШО. По состоянию на конец 2018 г. серное хранилище вместимостью около 4 млн тонн содержало порядка 1,4 млн тонн серы. Впрочем, проблемы с хранением NCOC не видит: консорциум складирует серу в безопасном, закрытом виде.
Как отмечал осенью заместитель управляющего директора NCOC Жакып Марабаев, в 2019 г. консорциум сможет нарастить добычу до 370 тыс. б/с и подумывает над увеличением этого показателя до 450 тыс. б/с. Условием для этого являются модернизация компрессоров закачки сырого газа на море, установка дополнительных компрессоров закачки сырого газа на существующем или новом острове, увеличение производительности морских и наземных объектов, дополнительные объемы бурения, а также строительство дополнительных трубопроводов между объектами.
Стремясь нарастить добычу, NCOC во второй половине 2019 г. готовится представить в компетентные органы план совместного освоения каспийских месторождений Каламкас-море, расположенного в пределах контрактной территории Северо-Каспийского проекта, и Хазар, находящегося на блоке Жемчужины.
Последний принадлежит на условиях Соглашения о разделе продукции «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.». Участниками разработки месторождений с совокупными извлекаемыми запасами свыше 70 млн тонн нефти и 9 млрд кубометров газа выступают одновременно АО «Морская нефтяная компания «КазМунайТениз» («дочка» нацхолдинга «КазМунайГаз») и Shell.
Объектами для совместной эксплуатации также являются месторождения Актоты и Кайран, тоже расположенные на контрактной территории Северо-Каспийского проекта, в 48 километрах восточнее кашаганского острова D. Раздельное освоение этих месторождений, параметры которых идентичны Кашагану по высокому содержанию сероводорода, высокому скважинному давлению, глубине залегания пласта (3-4,5 километра) и глубине воды (меньше 2 метров), может быть осложнено нестабильными ценами на нефть при высоких капитальных затратах. Синергетическое освоение всех месторождений с учетом использования единой инфраструктуры Кашагана, напротив, расширит их возможности.
Елена Бутырина