Posted 9 февраля 2019, 08:48

Published 9 февраля 2019, 08:48

Modified 16 августа 2022, 21:51

Updated 16 августа 2022, 21:51

Тема недели: бензин под контролем

9 февраля 2019, 08:48
Топливо несетевых АЗС уступает по качеству бензину, который можно приобрести у крупных игроков рынка

Завершающаяся неделя принесла российскому топливному рынку ряд официальных заявлений. Во-первых, специалисты Роскачества, Минпромторга и Росстандарта представили данные о качестве бензина в Ставропольском крае, а во-вторых, Федеральная антимонопольная служба сообщила об успешном завершении поиска виновных в резком скачке цен, наблюдавшемся в 2018 г. Заметим, что итоги проверок регуляторов были вполне предсказуемы, поскольку сами автомобилисты хорошо знают, где продается качественный бензин, а где — паленый. Да и то, кто решился поднять цены на топливо, также ни для кого секретом не является.

Итак, стало известно, что проверки Роскачества, Минпромторга и Росстандарта прошли на 26 сетевых и 34 частных АЗС Ставрополя. В результате, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей, дешевое топливо несетевых АЗС уступает по качеству бензину, который можно приобрести у крупных игроков рынка. Информацию передали в Росстандарт, который пообещал принять в отношении нарушителей санкции, вплоть до наложения оборотных штрафов. В Роскачестве, в свою очередь, сообщили о намерении провести аналогичные проверки в других регионах.

Вместе с тем, согласно официальной статистике, в 2018 г. доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива в России снизилась до 9%: среди сетевых АЗС она составила около 3,5%, а среди независимых — 22%.

Работе по дальнейшему улучшению качества бензина, видимо, будет способствовать и новая система контроля качества топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака, пилотный проект которой запустят в первой половине 2019 г. в Северо-Западном федеральном округе.

Об этих планах правительства также ранее сообщал Мантуров. Он подчеркивал, что с инициативой внедрения такой системы контроля вышли сами участники рынка, а именно ВИНКи. В частности, данные для пилотного проекта будут поступать в Росстандарт от информационных систем вертикально интегрированных компаний.

Кроме того, в правительстве уже согласовываются поправки в закон о техническом регулировании, которые позволят Росстандарту проводить контрольные закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы, хотя сейчас они должны сообщать бизнесу за три дня до отбора проб.

Что касается работы Федеральной антимонопольной службы по выявлению виновных в резких скачках цен на бензин весной-летом 2018 г., то и это было давно известно участникам рынка, поскольку именно из-за действий жадных до прибыли трейдеров осенью 2018 г. ВИНКи были вынуждены на время прекратить биржевые торги бензином.

«В прошлом году произошел скачок цен, были очень драматичные события, ряд крупных игроков даже заявили, что не будут участвовать в биржевых торгах, потому что происходит манипулирование ценами на торгах и они не могут участвовать в нечестной игре», — сообщил заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский.

Он добавил:

«Мы очень внимательно исследовали, что происходило в то время на торгах нефтепродуктами. В ближайшее время будет возбуждено дело по сговору участвующих в торгах трейдеров. Это будет интересное дело, очень своеобразная схема там».

Собственно говоря, Цариковский подтвердил то, что ранее рассказывали «НиК» эксперты. Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев еще в ноябре 2018 г. говорил, что самая крупная посредническая компания «Солид» выкупает 30% топлив на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже и потом запускает цепочку перепродаж, которая в конечном итоге ведет к значительному повышению цен на заправках.

Как известно, доступность топлива — один из основных социально-экономических факторов любого общества. Последние социологические опросы показали, что большинство россиян относит стоимость бензина к одному из наиболее значимых факторов, влияющих на жизнь.

При этом, согласно исследованиям, проведенным РИА Новости, Россия занимает второе место после Казахстана среди европейских стран по дешевизне бензина.

Однако на среднестатистическую зарплату россиянин может приобрести только 825,8 литра 95-го бензина. И по этому показателю наша страна находится на 20-м месте, несмотря на, казалось бы, низкую стоимость топлива.

Тем не менее российское правительство данная ситуация не сильно беспокоит, поскольку принятый в 2018 г. налоговый маневр в нефтяной отрасли ставит курс только на подорожание ГСМ. Искусственное сдерживание цен, которое сейчас происходит за счет соглашения кабинета министров и крупных нефтяных компаний, ставит весь внутренний рынок топлив и саму переработку на грань рентабельности.

«Сама идея сделать одинаковые отпускные цены для всех — абсолютно антирыночная.

Правительство явно забыло объяснить, почему фиксированные оптовые цены должны привести к фиксированной стоимости топлива на АЗС. В результате получившийся механизм ценообразования не защищает конечного потребителя бензина от роста цен, и в итоге оказывается, что ситуацией недовольны все»,

— заявил «НиК» директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его мнению, если следовать логике действий правительства, нужна госмонополия на топливный рынок.

«В рыночной экономике существует норма прибыли, которую бизнес постарается сохранить. Второй курс экономфака наше правительство прогуляло», — считает Журавлев.

Стоит отметить, что, согласно материалам Росстата, с начала 2019 г. цены на бензин уже выросли в среднем на 0,7%, на дизельное топливо — на 1,2%. Поэтому, несмотря на все соглашения, медленное ценовое движение вверх идет. И какие итоги этого движения будут в конце года, неизвестно.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь