На днях практически незаметной прошла новость: Украина решила создать нового оператора для своей газотранспортной системы (ГТС). Эта компания должна быть выделена из НАК «Нафтогаз Украины», и до 49% в ней могут получить инвесторы из США и ЕС. Случись это событие на несколько лет раньше, оно могло бы кардинальным образом поменять энергетическую карту Европы. Но, увы, история не терпит сослагательного наклонения. Киев до последнего не хотел делать этот шаг, а когда пошел на него, оказалось, что создание такой компании уже мало кого интересует.
Стоит отметить, что парламент Украины разрешил правительству создать оператора ГТС, в котором 49% может принадлежать представителям ЕС и США, еще в 2014 г.
«В рамках реализации очередного этапа дорожной карты по отделению оператора газотранспортной системы на Украине создана новая компания ООО «Оператор газотранспортной системы Украины», владельцем которой является АО «Укртрансгаз», — сообщил «Укртрансгаз».
В компании отметили, что создание нового оператора ГТС позволит начать юридическое отделение функции транспортировки газа сначала в структуре НАК «Нафтогаз Украины», а после 1 января 2020 г. — вне группы «Нафтогаз».
В «Укртрансгазе» подчеркнули, что юридическое отделение оператора ГТС является необходимым условием для сертификации независимого оператора, привлечения международных партнеров и продолжения транзита газа через Украину.
Напомним, что еще летом 2017 г. «Нафтогаз» заявлял, что отделение от него оператора ГТС, согласно решению Стокгольмского арбитража, невозможно без согласия «Газпрома», а это недостижимо. «Нафтогаз» пояснял, что в Стокгольме, в частности, требовал внести изменения в действующий контракт на транзит газа, чтобы компания могла передать свои права и обязанности по контракту без согласия «Газпрома» третьему лицу, уполномоченному выполнять функции оператора ГТС Украины. Однако арбитраж отклонил эти требования. Позже «Нафтогаз» заявил, что Киев должен выбрать модель создания независимого оператора ГТС Украины, которая позволит продолжать судебные разбирательства с «Газпромом».
Вместе с тем заметим, что история попыток создания оператора украинской ГТС, в котором бы приняли участия инвесторы из других стран, существует много лет. По словам отраслевых экспертов, впервые ее предложила Россия. Вариант предполагал, что ГТС будут владеть в равных долях инвесторы из ЕС, Украины и России. Отмечается, что попытка Киева создать новую структуру для управления газотранспортной системой, возможно, как-то поможет загрузить украинскую трубу, но не сможет вернуть ей ведущую роль в транспортировке российского газа в Европу, поскольку европейский бизнес уже вложился в развитие новых газотранспортных проектов и не собирается отказываться от инвестиций.
Гендиректор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью «НиК» отметил, что в ГТС Украины нужно вложить миллиарды евро.
«В первую очередь необходима замена компрессоров, частично — труб и запорной арматуры. Для того чтобы это сделать, нужно получить гарантии со стороны России по продолжению использования украинской ГТС.
В прошлые десятилетия условием для продолжения транзита со стороны России было создание консорциума, управляющего этой газотранспортной системой. Предполагалось, что треть акций будет принадлежать России, треть — компаниям Евросоюза, еще одна треть — Украине. Киев в свое время отказался от проекта, консорциум создан не был, хотя разговоры шли очень долго», — рассказал эксперт.
Он пояснил, что Россия может дать гарантию продолжения поставок газа через Украину только в случае, если этот транзит будет конкурентоспособен по сравнению с новыми маршрутами, строящимися в обход Украины, — через «Турецкий» и «Северные» потоки.
«Я не уверен, что через Украину будет проходить большой объем транзитного газа. Далее возникает вопрос срока окупаемости инвестиций, он будет зависеть от объемов поставок. Кроме того, если контрольный пакет новой газотранспортной компании остается в руках Киева, никаких гарантий по возврату вложенных средств западным акционерам никто дать не сможет.
Украине никто не верит, она банкрот. Как известно, во время правления Яценюка Украина получила кредит на ремонт ГТС и эти деньги были разворованы»,
— напомнил Танкаев.
По его словам, именно из-за этого уже в 2017 г., несмотря на многочисленные обращения в ЕС, правительство США, Siemens и General Electric, никаких денег и товарных кредитов Украине получить не удалось. Вместе с тем эксперт считает, что нынешняя готовность Украины идти на определенные уступки уже является положительным фактором для инвестиций, но этих шагов пока недостаточно.
«Евросоюзу удалось добиться от Путина подтверждения сохранения украинского транзита. Поэтому, скорее всего, западные инвесторы получат контрольный пакет акций в новом операторе украинской ГТС. За это Киеву будет выдан товарный кредит. Поставки газа через территорию Украины останутся в гораздо меньшем объеме, чем сейчас.
Срок окупаемости кредитов будет порядка 10 лет, но доходы Киева от транзита сильно уменьшатся»,
— резюмировал эксперт.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов заметил, что шаг Киева по созданию новой газотранспортной компании можно охарактеризовать старой советской поговоркой: «Поздно пить боржоми, когда почки отказали». По его словам, «Газпром» много раз предлагал Украине создать магистральную ГТС по образу и подобию белорусской, в которую российская компания готова была вкладывать инвестиции.
«После того как взаимоотношения с РФ стали постепенно портиться (начиная с последнего «тимошенковского» контракта), к ситуации по созданию на Украине нового оператора газотранспортной системы подключилась Европа. Евросоюз пытался убедить Украину в том, что не будет полностью спасать распределительную систему страны и подземные хранилища.
Киеву было предложено разделить ГТС на три части: ПХГ, магистральную систему и распределительную.
Распределительную предложили оставить в распоряжении Украины, поскольку европейские компании не заинтересованы в сборе денег с нищающего населения и загибающейся промышленности. Их интересовал только магистральный транзит. Но даже для того, чтобы Киев согласился на это, потребовалось более 5 лет», — пояснил эксперт в интервью «НиК».
Анпилогов считает, что в любом случае решение Киева сильно запоздало, поскольку принимается в условиях, когда украинская ГТС становится своеобразной «запаской».
«Сейчас строится уже второй «Северный поток» и транзитная ветка «Турецкого потока», есть мощная белорусская система, усиленная еще в 1990-х гг. газопроводом Ямал — Европа. Украинская ГТС теперь обслуживает ограниченное количество стран, к ним относятся Румыния, Молдавия, Словакия», — отметил он.
По его мнению, в украинскую ГТС инвестиции сейчас уже закрыты.
«Европейский капитал вложил громадные деньги в новые газотранспортные потоки. В результате Германия становится де-факто северным газовым хабом, Турция — южным. Украину в ЕС на словах поддерживают, а на деле просто топят. Украинская ГТС попадает в состояние, в которое попал нефтепровод Одесса — Броды»,
— указал Анпилогов.
При этом эксперт не исключил, что европейцы пойдут на формальные переговоры.
«Есть определенный экономический смысл в украинском транзите. Эта ГТС может прокачивать 150-200 млрд куб. м, а будет прокачивать примерно 15 млрд. Вокруг этих транзитных возможностей и будут вестись переговоры. Для функционирования транзита на 15 млрд часть ГТС профинансируют, но система начнет существовать в режиме самопоедания, то есть будут ремонтировать не пять турбин, а из пяти соберут одну. Это продержит украинскую ГТС в состоянии «зомби» еще на протяжении 15-20 лет, пока она окончательно не проржавеет, и на этом все торжественно закончится. Это грустный сценарий, но он практически уже реализован», — заявил эксперт.
Екатерина Дейнего