Тема недели: украинская ГТС ждет следующего Нового года

1 февраля 2019, 20:33
Главным итогом встречи Россия-Украина-ЕК можно считать договоренность о возобновлении переговоров по транзиту газа уже после президентских выборов на Украине

Европа активно готовится к получению российского газа по новым газотранспортным артериям. На этой неделе стало известно, что «Газпром» забронировал мощности в новом газопроводе в Болгарии от границы с Турцией до Сербии, который примет газ «Турецкого потока». При этом вопрос по заключению нового контракта на транспортировку газа через территорию Украины остается открытым.

Напомним, что контракт на поставку российского газа через территорию Украины заканчивается в 2020 г.

Последняя трехсторонняя встреча России, Украины и Еврокомиссии по транзиту газа, прошедшая 21 января в Брюсселе, не принесла никаких результатов в деле продвижения нового транзитного соглашения. После нее глава Министерства иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что Россия хочет продлить действующий контракт по транзиту газа, но Киев настаивает на заключении нового договора по европейским правилам.

Глава Минэнерго России Александр Новак по итогам встречи сообщил, что для конкретного обсуждения должны быть представлены четкие правила, нормативно-правовые акты со стороны Украины, которая меняет свое законодательство, и в том числе представлены параметры по тарифу, который должен быть конкурентоспособен по отношению к другим газопроводам и инфраструктурным проектам.

Он подчеркнул, что «Газпрому» и «Нафтогазу» необходимо урегулировать судебные проблемы для обсуждения конкретных деталей контракта на транзит российского газа через украинскую территорию после 2019 г. Новак проинформировал, что Россия, Украина и ЕК продолжат консультации на уровне министров в мае.

Справедливости ради стоит отметить, что большинство экспертов, опрошенных перед этой встречей, ни на какие договоренности «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» и не рассчитывали.

Для всех было удивительно, что представители компаний вообще сели за стол переговоров.

Поэтому с данной точки зрения последние трехсторонние переговоры оправдали все ожидания.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин заметил, что главным итогом этой встречи можно считать договоренность о возобновлении переговоров по транзиту газа уже после президентских выборов на Украине.

«Россия подтвердила желание заключить новое соглашение по транзиту. Но в любом случае для этого должны быть урегулированы все судебные претензии «Нафтогаза» к «Газпрому». Это касается и текущих судебных разбирательств по транзиту, по которым Украина подала иск на $12 млрд, и уже принятых решений в Стокгольмском арбитраже», — заявил эксперт в интервью «НиК».

Он подчеркнул, что после выборов должна быть какая-то политическая определенность и стороны смогут приступить к более конкретным переговорам.

Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов отметил, что никто и не ждал легких переговоров.

«Все понимали, что они будут тяжелые, а поскольку до дедлайна далеко — многоступенчатые. Обе стороны достаточно жестко озвучивают свои позиции. Сблизить их нелегко. Прошедшую встречу можно рассматривать скорее как своеобразную разведку боем. К какому-то решению участникам переговоров удастся прийти в самом конце года», — указал эксперт в интервью «НиК».

По его словам, главная конструктивная сила на переговорах — Еврокомиссия.

«Но это очень бюрократический орган власти, поэтому для какого-то решения им потребуется много времени», — считает Хестанов.

В то же время он уверен, что в связи с критичной зависимостью ряда европейских стран от транзита российского газа по украинской ГТС переговоры просто обречены на заключение какого-то соглашения.

«А вот какого — это и является предметом бурных переговоров», — резюмировал Хестанов.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что в 2018 г. транзит российского газа через ГТС Украины составил 80 млрд куб. м.

«Северный поток — 2» должен транспортировать в ЕС 55 млрд куб. м, «Турецкий поток» — 33 млрд куб. м. В сумме это 88 млрд куб. м. Получается, что транзит через Украину не нужен. Есть некоторая проблема с Молдавией, но они строят соединение с Румынией, по которому можно будет закачивать газ в реверсном режиме. Но, так или иначе, Молдавия потребляет всего 3 млрд куб. м, проблема ее газификации будет решена.

Вопрос в том, когда будут готовы мощности на территории Европы для продолжения «Северного потока — 2» и «Турецкого потока». Очевидно, что в 2020 г. эта инфраструктура готова не будет, соответственно, на полную мощность потоки выйти не смогут»,

— пояснил эксперт в интервью «НиК».

По его словам, идут переговоры о том, какой объем транзитного газа пойдет через Украину.

«Они хотели бы подписать контракт на как можно большие объемы и на больший срок. «Газпром», напротив, настроен минимизировать транзит, данное направление для него самое дорогое. Понятно, что в течение 2-3 лет, пока все мощности на территории ЕС не заработают, какой-то украинский транзит останется. Однако после ввода всей необходимой инфраструктуры про украинскую ГТС можно будет забыть и использовать лишь в случае пиковых нагрузок. При этом никто не знает, какое будет потребление газа в ЕС через 10 лет. Возможно, Европа сильно увеличит закупки российского газа, а может быть, нет. Соответственно, от этого факта также будет зависеть перспектива транзита через Украину.

В любом случае к концу года стороны будут вынуждены прийти к компромиссу. России как поставщику и ЕС как потребителю станет понятен объем поставок газа. И они смогут как данность донести эту информацию до Киева»,

— рассказал Правосудов.

Касаясь перспектив продолжения «Турецкого потока», он отметил, что теоретически есть болгарский участок ГТС, который можно использовать в перекрестном режиме.

«Ключевая проблема, которая там присутствует, — это объединение болгарского и сербского участков. Там нет трубы, ее надо проложить и модернизировать газотранспортную систему Сербии. А сербский президент, который обычно позиционирует себя в качестве пророссийского политика, при посещении США или ФРГ тут же признается в своей любви к американцам или немцам. Видимо, поэтому в начале 2018 г. он говорил о том, что строительство перемычки начнется летом 2018 г., но сроки уже сдвинуты на март 2019 г. Есть большое подозрение, что строительство может быть и дальше отложено. При отсутствии этой газотранспортной системы газ по второй нитке «Турецкого потока» не дойдет до такого крупного потребителя, как Венгрия. Придется поставлять голубое топливо в страну через «Северный поток — 2», но может получиться, что будет недозагружена вторая нитка «Турецкого потока», — пояснил эксперт.

На вопрос о том, каковы перспективы импорта российского газа самой Украиной, которая ранее была крупным потребителем, Правосудов ответил, что в настоящее время эта страна добывает 20 млрд куб. м голубого топлива, а потребляет чуть больше 30 млрд; 10 млрд куб. м импортирует.

«Украина постоянно сокращает объемы потребления газа, промышленности все меньше, население разбегается. У них цель — добиться энергонезависимости. Если до 20 опустят потребление, у них не будет потребности в импорте»,

— указал эксперт.

Стоит отметить, что принятое в конце января решение кабинета министров Украины об установлении нормы потребления газа на одного человека в объеме 3,29 куб. м в месяц для домовладений, не имеющих счетчиков, вполне соответствует курсу на энергонезависимость и полное «вымораживание» как населения страны, так и ее промышленности.

Екатерина Вадимова

#ГТС Украины #Газпром #Еврокомиссия #Украина #Россия #Аналитика #Транзит газа
Подпишитесь