Posted 1 февраля 2019, 07:07
Published 1 февраля 2019, 07:07
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
США продолжают давить на Венесуэлу, пытаясь полностью лишить ее нефтяных денег. Но заставить рынок отказаться от дешевого венесуэльского черного золота сложно, тем более что благодаря новым американским санкциям сырье будет продаваться с хорошим дисконтом. Вместе с тем очевидно, что главное для Штатов — смена власти в Венесуэле и получение контроля над страной, обладающей крупнейшими доказанными запасами нефти. «Сланцевый пузырь» может начать сдуваться, поэтому для США приобретение нового рычага управления нефтяным рынком кране актуально.
Как и было обещано, 28 января Вашингтон ввел санкции в отношении венесуэльской госкомпании PDVSA, заблокировав активы на $7 млрд. Покупателям нефти этой страны требуется перечислять деньги на заблокированные счета, к которым получил доступ Хуан Гуайдо, объявивший себя 23 января временным президентом Венесуэлы. Глава Минфина США Стивен Мнучин заверил, что американское подразделение PDVSA — компания Citgo — сможет продолжать работать в Соединенных Штатах, если не будет переводить выручку Каракасу.
Верховный суд Венесуэлы, в свою очередь, запретил Гуайдо выезжать из страны и начал против него расследование, поэтому воспользоваться счетами в ближайшее время он не сможет. Кроме того, министр нефти и глава PDVSA Мануэль Кеведо сообщил, что PDVSA не разрешит танкерам с венесуэльской нефтью покинуть порты страны без предварительной оплаты и что компания рассматривает возможность введения форс-мажора для Северной Америки как один из вариантов поддержания связи с Citgo.
На фоне опасений перебоев в поставках сырья из Венесуэлы цены на нефть сохраняют положительную динамику, но вряд ли этот фактор будет долго отыгрываться. По экспертной оценке, нефть Венесуэлы не уйдет с рынка, а будет продаваться, причем с огромным дисконтом. Желающих приобрести сырье будет много. Поэтому, как и в случае с Ираном, рынок быстро перестанет замечать санкции в отношении PDVSA.
Заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева предположила, что в том случае, если внутриполитическая ситуация в стране будет спокойной и действующий президент страны Николас Мадуро останется у власти, Венесуэла, несмотря на санкции, продолжит продажу нефти.
«У них есть своя криптовалюта Petro, которая и создана для продажи нефти. Она работает как поставочный фьючерс.
Не надо забывать, что добыча все равно остается на низком уровне и нефть у них низкого качества. Кстати, самыми большими потребителями венесуэльской нефти являлись США, но они в состоянии отказаться от покупки сырья из Венесуэлы и перейти на покупку мексиканского черного золота. Хотя ранее американские НПЗ никогда не меняли поставщиков и, может быть, не захотят это делать», — заявила эксперт в интервью «НиК».
Кокорева пояснила, что пока Венесуэла добывает нефть на уровне 1 млн б/с — это уровень небольших ближневосточных стран.
«Для нефтяного рынка это несущественные объемы. В случае прихода к власти проамериканского президента в Венесуэле могут быть увеличены инвестиции в нефтяной сектор и страна нарастит добычу. Это негативно скажется на нефтяном рынке. США, получив контроль над Венесуэлой, будут иметь возможность в большей степени влиять на нефтяной рынок», — заметила эксперт.
Экономист Саид Гафуров также уверен, что Венесуэла обойдет санкции.
«Модель есть: говорят, иранская нефть продается с дисконтом в 5-10%. Наверное, венесуэльцы эти санкции будут так же обходить. Стран, готовых покупать у Венесуэлы нефть, много. 10% — это просто сумасшедшие деньги. Очередь выстроится из желающих приобрести такое дешевое сырье»,
— заявил экономист в интервью «НиК».
По его словам, основной покупатель венесуэльской нефти — заводы, размещенные на островах в Карибском море.
«Эти предприятия созданы именно для переработки венесуэльской нефти, американцы пытаются им мешать, но можно предположить, что с помощью посредников данные НПЗ смогут обойти новые санкционные ограничения», — указал эксперт.
Он считает, что американские заводы также найдут способ приобретения нефти Венесуэлы, потому что при таком дисконте им это очень выгодно.
«Но главный объем этой нефти идет на карибские полулегальные НПЗ. Им выгоднее переработать нефть и завозить в США уже нефтепродукты. Много покупателей найдется и в Латинской Америке — например, Куба, Боливия», — рассказал Гафуров.
Эксперт отметил, что зажиточный слой Венесуэлы не хочет прихода американцев.
«Почему у Мадуро такая бешеная популярность? Дело в том, что люди еще помнят, как было до Чавеса. Мадуро будет выигрывать выборы, пока еще не умерло поколение, которое знает, как было плохо тогда, в том числе и в нефтяном бизнесе. Поэтому нынешние хозяева венесуэльской нефтянки вряд ли захотят менять правительство на проамериканское. Они и так хорошо живут.
Тем более что, когда ты нелегально торгуешь нефтью, возможностей украсть гораздо больше»,
— напомнил Гафуров.
Он уверен, что следующий лидер страны, если американцы устроят переворот или вторжение, все равно будет зависеть от венесуэльских нефтяных генералов. А если пойдет на конфликт с ними, то долго не усидит.
«В Венесуэле есть такого рода патриотизм, причем не чавесовского уровня, а уровня нефтяных генералов. Венесуэла слишком большая, чтобы можно было не считаться с венесуэльскими хозяевами жизни», — резюмировал Гафуров.
Первый проректор Самарского национального исследовательского университета имени С. П. Королева Роман Самсонов напомнил, что в Венесуэле всегда существенную роль играла армия, поэтому то, что Гуайдо отстранил от управления PDVSA военных, — существенный фактор.
«Он говорит, что PDVSA теперь под управлением оппозиционной партии. На этом фоне рекомендация к запрету ведения торговли венесуэльской нефтью странна. Я считаю, что американские санкции и фактическое эмбарго на продажу венесуэльской нефти — элемент некорректной политической борьбы», — заявил эксперт в интервью «НиК».
Отвечая на вопрос о том, как повлияет на ситуацию факт передачи Гуайдо управления заблокированными счетами PDVSA, он пояснил, что структура управления этой нефтяной компании очень сложна и напрямую не связана с деньгами.
«Долгие годы компания работает в долг. Многие контракты и обязательства — это просто физическое обеспечение поставки продуктов.
Если Венесуэла не будет перерабатывать свою нефть в США и завозить обратно бензин, начнется жесточайший топливный кризис.
Физическая жизнь венесуэльской нефти и нефтепродуктов в какой-то степени разорвана с финансами. Надо понимать, что заемные средства, например Китая, — это по большей части товарные кредиты. Там полностью разбалансированная нефтяная промышленность», — рассказал Самсонов.
Он считает, что в среднесрочной перспективе вывод из строя и неуправляемость добычи и переработки нефти Венесуэлы обязательно повлияют на мировые нефтяные цены, так же как в свое время влияли войны на Ближнем Востоке.
«С точки зрения геополитики фактор Венесуэлы существенный, потому что объем нефти и нефтепродуктов, поставляемый ею на рынок, довольно большой и может создать проблемы для стран, традиционно потребляющих венесуэльские нефтепродукты», — заметил эксперт.
В то же время он отметил, что в дальнейшем, в случае установления в Венесуэле проамериканского режима, США не удастся с помощью нефтяных запасов этой страны оказывать серьезное влияние на нефтяной рынок.
«Тяжелая венесуэльская нефть приспособлена к перерабатывающей промышленности именно США. Это исторически сложившийся фактор», — пояснил Самсонов. Исторически политические тенденции в Венесуэле традиционно связаны с различными финансовыми и имущественными влияниями.
«Я уверен, что если бы Китай и Россия не оказывали бы такую финансовую и технологическую поддержку, то, можно предположить, движение в сторону США было бы куда сильнее»,
— указал эксперт.
Вместе с тем он считает, что в Венесуэле не так просто поменять власть.
«Я, как человек, работавший в этой стране, не удивлюсь, что там скоро может появиться новая политическая фигура. Кроме противостояния Мадуро и Гуайдо, возможно развитие совершенно иных сценариев. Неслучайно Хуан Гуайдо, поддерживаемый США, говорит о том, что он только вступил в переговоры с военными. Это слишком большая страна, просто переворот и смена президента еще не значит, что на территории всей страны автоматически установится новая власть. У них есть большие вооруженные формирования. Поэтому все понимают, что там должна произойти внутренняя договоренность», — заметил Самсонов.
Екатерина Вадимова