Posted 30 января 2019,, 07:40

Published 30 января 2019,, 07:40

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли пока отстает от телекома, металлургии и банковской сферы

30 января 2019, 07:40
Для полномасштабной цифровизации российскому бизнесу не хватает зрелости текущих процессов, компетентных специалистов и централизованного подхода

Согласно результатам исследования KPMG «Цифровые технологии в российских компаниях», у большинства компаний нет средне- или долгосрочного плана действий с приоритизацией инициатив по времени и экономическому эффекту. Вместо этого реализуется набор краткосрочных и часто недостаточно скоордированных пилотных проектов по внедрению той или иной технологии.

В исследовании приняли участие 100 российских крупных компаний, большинство которых (73%) имеют годовую выручку от 40 млрд руб. до 100 млрд руб. На долю нефтегазовых компаний пришлось 7% опрошенных компаний.

В 2019 г. 36% компаний готовы инвестировать в реализацию проектов цифровизации процессов более 100 млн руб., 55% опрошенных планируют потратить менее 50 млн руб. Наиболее внушительные бюджеты (более 100 млн руб.) на новые технологии анонсируют телекоммуникационные компании (6% опрошенных), на втором месте с объемом инвестиций в 73,3 млрд руб. стоят металлурги (8% опрошенных), далее идут банки и финансовые институты с объемом инвестиций 57,2 млрд руб. (23% опрошенных), нефтегазовые компании, готовые в среднем вложить 50,5 млрд руб. 51% компаний ожидает, что вложенные средства окупятся менее чем за 2 года, еще 43% ждут возврата инвестиций в течение 2-5 лет.

По итогам опроса KPMG отмечает, что для полномасштабной цифровизации российскому бизнесу не хватает зрелости текущих процессов, компетентных специалистов и централизованного подхода. Решения, связанные с проектами цифровизации, принимаются либо на индивидуальной основе с привлечением топ-менеджмента (36%), либо в рамках существующих органов принятия решений (45%). Только 16% российских компаний ввели позицию CDO (Chief Digital Officer) или схожую позицию руководителя программ цифровизации, и лишь в 13% из них создан специализированный комитет по цифровизации. Это часто приводит к смещению фокуса на второстепенные бизнес-задачи, распылению ресурсов и точечной трансформации процессов.

Компании стремятся наращивать собственные компетенции в области цифровых технологий, но лишь 34% имеют сформировавшиеся центры компетенций по цифровым технологиям. В основном они находятся в функциональной вертикали ИТ. Их численность у 24% опрошенных составляет от 5 до 10 человек, у 31% компаний — более 20 человек.

Среди наиболее популярных технологий, уже опробованных более чем 50% опрошенных компаний, — роботизация, чат-боты, анализ больших данных и машинное обучение. По мнению большинства российских компаний, один робот в среднем выполняет работу 4,5 производственно-штатных единиц. В планах на ближайшие 2 года — дальнейшее развитие этих технологий и пилотирование решений на базе искусственного интеллекта.

Эксперты также отмечают, что компании, у которых есть разработанные на 3-4 года программы цифровой трансформации, имеют в своем портфеле одобренные инвестиции на сумму более 1 млрд руб. Наибольшие угрозы, которые несет цифровизация, по мнению российских компаний, лежат в области информационной безопасности.

"