Тема недели: нефтяной рынок дороже денег

25 января 2019, 21:15
Ситуация в нефтяной отрасли Венесуэлы мало зависит от политики: запасы легкой нефти в стране практически иссякли, для остального нужны инвестиции

После неудачной попытки свергнуть действующего президента Венесуэлы Николаса Мадуро США объявили о своем желании лишить власть этой латиноамериканской страны источников доходов. Как известно, бюджет Венесуэлы более чем на 90% зависит от нефтяного экспорта, поэтому очевидно, что гнев Вашингтона будет направлен на венесуэльское черное золото. Впрочем, ситуация в нефтяной отрасли страны мало зависит от политики. Запасы легкой нефти практически иссякли. Разработка огромных месторождений тяжелой нефти на том уровне, при котором Венесуэла смогла бы нарастить добычу, требует колоссальных капиталовложений. А они, в свою очередь, возможны только при значительном росте нефтяных котировок.

Напомним, что 23 января лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуайдо объявил себя исполняющим обязанности президента Венесуэлы, но армия осталась верна Мадуро. На сторону Гуайдо встали США и проамериканские лидеры стран Латинской Америки. В ЕС призвали к проведению новых выборов. Россия и Китай осудили внешнее вмешательство во внутренние дела этой страны. Владимир Путин в телефонной беседе с действующим президентом Венесуэлы отметил, что обострение внутриполитического кризиса было спровоцировано извне. Он также высказался в пользу поиска решений проблем Венесуэлы в рамках конституционного поля и мирного диалога. Член международного комитета Совета Федерации РФ Олег Морозов заявил, что жесткая позиция Москвы и Пекина не позволит совершить агрессию против Венесуэлы.

Вместе с тем, согласно информации Bloomberg, еще до политического кризиса в Белом доме предупредили американских нефтепереработчиков, что рассматриваются новые санкции в отношении нефтяного сектора Венесуэлы, рекомендовав им искать альтернативные источники поставок тяжелой нефти. Ряд НПЗ Соединенных Штатов в 2018 г. уже попробовал использовать альтернативное сырье, но в конечном итоге вернулся к венесуэльской нефти. Поэтому новые санкционные ограничения Вашингтона могут сыграть злую шутку и с американскими нефтяниками.

Впрочем, российские эксперты считают, что зависимость энергетического сектора США от венесуэльского черного золота минимальна, так как тяжелая нефть бассейна реки Ориноко легко заменяется сырьем из Канады. По их мнению, противостояние Вашингтона и Каракаса — это скорее психологическая проблема администрации Трампа, которая боится оппозиционно настроенных режимов соседних стран.

США обойдутся без нефти Венесуэлы

Генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев пояснил, что Венесуэла в основном производит тяжелую нефть, практически битум.

«Частично она идет на переработку еще на территории самой Венесуэлы. Из нее делают так называемую синтетическую нефть. Затем она поставляется на американские НПЗ, но это уже продукт переработки, он прошел каталитический крекинг и считается нефтепродуктом. Чистую венесуэльскую тяжелую нефть в США также экспортируют, она поступает на американские НПЗ вместе с легкой сланцевой нефтью.

Сланцевая нефть легкая, но дорогая, венесуэльская — тяжелая и очень дешевая. Смесь этих двух марок сырья по технологическим показателям подходит для любого американского НПЗ, а по экономическим обеспечивает высокую эффективность переработки.

Поэтому сказать, на много ли заводов поступает венесуэльская нефть, нельзя. Можно сказать, на все», — рассказал эксперт в интервью «НиК».

В то же время он отметил, что такое же сырье экспортируется в США из Канады, поэтому альтернатива у американских нефтепереработчиков есть.

«Влияние венесуэльской нефти на энергетику США имеется, но оно минимально», — заметил Танкаев.

Политика не поможет нефтяникам

Кроме того, на нефтяной сектор Венесуэлы, по мнению отраслевых экспертов, политические потрясения в стране вряд ли окажут положительное воздействие.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов в интервью «НиК» заметил, что добыча в Венесуэле стагнирует и власти ничего не смогут с этим поделать, так как стране категорически нужны инвестиции.

«Частично она их получила из РФ, еще больше — из Китая. Но все равно этого недостаточно для того, чтобы перекрыть тенденцию к снижению нефтедобычи. Тяжелая нефть Ориноко нуждается в очень серьезных инвестициях какого-то международного консорциума», — пояснил Анпилогов.

По его словам, основная часть нефтяного сотрудничества США и Венесуэлы свернута и этот фактор в ближайшее время никуда не денется.

«Мадуро, судя по всему, власть удержит. Взаимоотношения с США будут еще более испорчены. Но если сохранится действующий режим, падение добычи нефти монотонно продолжится.

С китайскими и российскими инвестициями этот процесс может быть замедлен или стабилизирован. А вот рост добычи выглядит маловероятным. Инерционные проблемы будут продолжены. В Канаде похожая ситуация c тяжелой нефтью. Там были вынуждены создавать международные консорциумы и привлекать туда десятки миллиардов долларов, чтобы обеспечить дальнейшее расширение эксплуатации нефтеносных песков. При этом рост добычи у Канады мизерный», — рассказал Анпилогов.

Он отметил, что только сама по себе тенденция роста нефтяных котировок благоприятно скажется на инвестиционном климате мирового нефтегаза.

«Если нефть будет дороже, а в среднесрочной перспективе это обязательно произойдет, у Венесуэлы появится больше перспектив развития. В случае если в Каракасе пройдет «правый поворот» и будет демонтирована существующая социальная структура, инвестиции в нефтяную отрасль Венесуэлы могут пойти быстрее. Но народ страны от этого ничего не получит, а только потеряет. Экономические проблемы Венесуэлы во многом обусловлены тем, что правительство страны серьезно поддерживает неимущие слои населения», — напомнил эксперт.

Кстати, возложивший на себя исполнение полномочий президента Венесуэлы Хуан Гуайдо первым делом сообщил, что уже подготовил план изменения кадрового состава и регулирования нефтяной отрасли. Он собирается принять новый закон об углеводородах, установив гибкие налоговые и договорные условия для проектов, адаптированных к ценам на нефть и инвестиционному циклу.

Очевидно, что в случае смены президента Венесуэлы новая власть первым делом начнет проводить реформу нефтяной отрасли в соответствии с личными интересами.

В этой ситуации не совсем понятно, как быть нынешним инвесторам — России и Китаю. Ставленник США вполне может отказаться от кредитных обязательств предшественника.

России есть что терять

Танкаев также отмечает, что российские проекты в Венесуэле очень велики, как и обязательства Мадуро перед РФ.

«История Венесуэлы последних десятилетий показывает, что может сложиться ситуация, когда преемственности власти не будет; новый президент не захочет выполнять экономические обязательства предшественников. Ситуация очень напряженная и неприятная.

Общая сумма, которой рискует Россия, порядка $10 млрд»,

— напомнил он.

Однако, по его мнению, для России американские санкции в отношении нефтяного сектора Венесуэлы ничего не значат.

«Основным рынком сбыта для нефти, добываемой в Венесуэле, является Индия. Что касается американской компании, полученной «Роснефтью» в качестве обеспечения выданного кредита, то на нормальное ее функционирование и раньше рассчитывать не приходилось. США блокировали ее работу, считая, что «Роснефть», используя поставки нефтепродуктов, может влиять на политику США, хотя, с моей точки зрения, это бред. Поэтому данное направление бизнеса «Роснефти» никак не пострадает, оно уже пострадало. А индийский рынок защищен от деятельности Трампа. Самое главное в этом вопросе — деньги, вложенные в Венесуэлу. Там есть что терять», — заметил Танкаев.

Он отметил, что население Венесуэлы находится в жутком состоянии.

«Ситуация должна как-то разрешиться. Очевидно, что Мадуро не справляется. Он должен уйти, так как не в состоянии управлять страной»,

— считает эксперт.

Такой же позиции придерживается и директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По его словам, Мадуро — плохой хозяйственник, тем более что американцы вкладывают немало сил, чтобы подорвать экономику этой страны.

Вместе с тем он считает, что Россия имеет в Венесуэле экономические интересы, но не финансовые.

«С приходом Гуайдо вся нефтяная политика Венесуэлы будет подстроена под США.

Трамп сможет легче управлять рынком, имея карманную Венесуэлу, у которой самые большие разведанные запасы черного золота в мире. Поэтому мы и занимаемся дурацким делом — ее дотированием. Мадуровской Венесуэле сколько ни давай, все равно не хватит. В любом случае деньги они нам не отдадут», — отметил Журавлев.

Екатерина Вадимова

#Цены на нефть #Роснефть #Нефть и газ Венесуэлы #Россия #США #Китай #Добыча нефти #Аналитика #Венесуэла #Мадуро #Цены нефть
Подпишитесь