Череда недавних взрывов бытового газа в жилых домах привела к трагедиям с большим числом погибших и открыла общественную дискуссию по вопросу безопасности газового оборудования, а также о целесообразности применения этого энергоносителя в многоэтажной городской застройке. Вместе с тем необходимо напомнить, что использование голубого топлива в городском жилищно-коммунальном хозяйстве практикуется во всем мире. Причина банальна: газ является самым дешевым и эффективным энергоносителем, а все стараются экономить. Последний взрыв бытового газа в центре Парижа является ярким тому подтверждением.
Экономия за счет использования голубого топлива в многоквартирных домах обходится очень дорого в случае халатного отношения к оборудованию. 31 декабря 2018 г. взрыв бытового газа в Магнитогорске унес жизни 39 человек, разрушив подъезд жилого дома. Спустя две недели подобная трагедия произошла в городе Шахты Ростовской области, где погибли 5 человек. В промежутке между этими двумя взрывами в России трагедия в Париже унесла жизни 4 человек и привела к серьезным разрушениям в центре города. Согласно статистике, ежегодно только в России происходит около 20 аварийных ситуаций, связанных со взрывом бытового газа, с тяжелыми последствиями.
Стоит отметить, что после магнитогорской трагедии и взрыва в Шахтах в СМИ публиковалось множество предложений по защите населения от подобных взрывов, вплоть до демонтажа пластиковых окон. Достаточно эффективное решение данной проблемы поступило от российских парламентариев. Так, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская совместно с руководством фракции «Справедливая Россия» уже внесла поправки в Жилищный кодекс о внедрении систем автоматического отключения здания от подачи газа в случае утечки. Это условие предлагается прописать для новостроек и жилых многоквартирных домов, в которых предстоит сделать капитальный ремонт.
Опрошенные «НиК» эксперты подчеркивают, что в РФ нет единой технической службы, которая занималась бы эксплуатацией газового оборудования в жилом фонде. По их мнению, предложение по оснащению домов с газом газовыми анализаторами должно быть действенно, хотя и не может дать стопроцентную защиту от взрывов.
Защиту может гарантировать только полный отказ от использования голубого топлива в многоквартирных домах, но перевод всего жилого фонда на электричество нереален, поскольку потребует огромных средств, а также модернизации электросетевой инфраструктуры.
Заметим также, что часть граждан, живущих с газовыми плитами, привыкла к этому теплоемкому энергосырью и готова защищать свои бытовые удобства. Кроме того, в последнее время в ряде регионов стали хуже отапливать многоэтажки, что уже привело к стихийному внешнему утеплению городских квартир. Никто не сможет гарантировать, что граждане в зимнее время не начнут массово тащить в квартиры газовые баллоны.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин заметил, что остро стоит вопрос газовых анализаторов, позволяющих перекрывать подачу газа при утечках.
«Речь идет о повсеместном оснащении газовых плит, на 100%, газовыми анализаторами – даже если в одной квартире этого оборудования не будет, программа станет бесполезной. В случае решения этой задачи газовые анализаторы сильно снизят риски взрывов бытового газа», – заявил эксперт в интервью «НиК». По его словам, Россия сама производит это оборудование и зарубежных поставок не потребуется.
Он рассказал, что одна компания, производящая газовые анализаторы, готова была оснастить этим оборудованием все 2 млн московских квартир с газовыми плитами.
«Это не такая сложная задача, и она уж, по крайней мере, сопоставима с затратами по перекладке плитки в центре города. Тем не менее пока эти приборы даже в московские квартиры не ставили.
Но если бы существовала централизованная программа оснащения ЖКХ подобным оборудованием, то ее можно было бы решить за 2-3 года. Все это реально и не требует больших затрат. Возможно, в регионах с меньшими бюджетами провести такую программу будет затруднительно, но тогда это можно было бы профинансировать за счет федеральных программ»,
– считает Пикин.
Он напомнил, что в Москве новые дома давно строят только с электроплитами.
«Газ просто технически не может дойти до 30-го этажа. Если не брать индивидуальную застройку, Москве подключение к электроэнергии дешевле, чем к газовой инфраструктуре», – указал Пикин.
Он пояснил, что в Европе для экономии энергоносителей газ расходуется в основном не на выработку электроэнергии, а на отопление.
«В России многие старые дома имеют колонки, подогревающие воду и обеспечивающие отопление. Это дешевле, чем централизованное отопление. При переходе на электричество потребуется увеличение выработки тепла и электроэнергии, которые в большинстве своем получают за счет газа. Поэтому с точки зрения газового баланса это не должно серьезно отразиться на отрасли. Но в любом случае никто сейчас менять газовые плиты на электрические не будет. Даже в Москве для замены 2 млн газовых плит потребуется резкое увеличение электромощностей и создание инфраструктуры. Впрочем, в любом случае по программе реновации новые дома запланированы с электроплитами. Самый старый жилфонд будет переведен уже в другое состояние», – напомнил директор Фонда энергетического развития.
Руководитель направления «Газ и Арктика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов считает, что в настоящее время напрямую сжигать газ в жилых домах – это далеко не самый эффективный способ обеспечения коммунальными удобствами.
«Он подразумевает очень жесткие требования к эксплуатации и высокую культуру обслуживания газового оборудования. Заниматься газовой инфраструктурой в системе ЖКХ должны специальные службы. Это должен быть отдельный вид деятельности», – указал эксперт в интервью «НиК».
Он пояснил, что после Великой Отечественной войны, когда велась застройка многоэтажными домами с газовыми плитами, людям надо было максимально быстро провести тепло и организовать массовое питание.
«Сейчас не нужно решать задачу организации массового питания, где газ был нужен за счет высокой теплоемкости. С точки зрения удобства, комфорта и безопасности населения использование газа является проблематичным.
Но даже при более высоком уровне развития энергетики и электротехники жилищно-коммунальное хозяйство в российских городах продолжает идти старым послевоенным путем», – отметил Самсонов.
Он также обратил внимание, что в России нет равномерного распределения электроэнергии.
«У России огромная территория, поэтому Центр энергетики Московской школы управления «Сколково» сейчас продвигает программу перехода на распределенную генерацию. Весь мир идет по этому пути, позволяющему использовать различные энергоресурсы, в том числе и альтернативные источники энергии, повышать эффективность генерации», – пояснил Самсонов.
Соучредитель Гильдии инженеров газового оборудования Станислав Митюшин на вопрос «НиК», кто в России осуществляет контроль за установкой и эксплуатацией газового оборудования в сфере ЖКХ, заявил, что в большинстве случаев по факту никто.
«С точки зрения нормативов контролировать должны поставщик газа в рамках требований ПП 549 и ПП 410 и спецорганизация, исполнитель работ по обслуживанию.
Но реалии таковы, что поставщик газа и спецорганизация – это одно и то же лицо, поэтому в большинстве случаев независимого контроля нет вовсе.
Ростехнадзор на сегодняшний день не отвечает за сети газопотребления жилых домов и газопроводы низкого давления. ГЖИ также не обладает ни необходимыми компетенциями, ни достаточными штатами и полномочиями. Технического регулирования единого, централизованного также нет», – рассказал эксперт.
Он указал, что по закону проверок оборудования должно быть несколько.
«Минимум раз в год в многоквартирных домах должны проводиться работы по техническому обслуживанию внутридомового (общедомового) газового оборудования, включая кран в квартире. По договору с УК/ТСЖ плюс к этому ежегодно необходимо осуществлять работы по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (на газовом стояке квартиры, включая газоиспользующее оборудование) по договору с владельцем квартиры. Следует отдельно выделить: безопасность при использовании газа отнюдь не заканчивается обслуживанием оборудования или газопровода. Наоборот, в большинстве случаев безопасность напрямую связана с перепланировкой, установкой ненормативных оконных переплетов, перекрытием каналов вентиляции и дымоудаления, отсутствием притока воздуха в помещение из-за установки дверей и окон с уплотнителями. Это комплекс. На сегодня требований о видах и типах проверки вентиляций и дымоходных каналов нет в принципе! Если канал чист, значит, допущен? А если обратная тяга? Или просто отсутствие тяги?» – говорит Митюшин.
На вопрос, какая ответственность предусмотрена за незаконную замену газового оборудования, эксперт ответил, что в случае несанкционированного вмешательства, перестановки, переустройства предполагается отключение газа до момента устранения нестыковок с проектной документацией.
«Вопрос законной или незаконной замены оборудования очень сложен. Нормативные требования не едины по стране, требования по оформлению документации подчас излишни, процедура долговременная и дорогостоящая. Это очень сильно сказывается на желании владельца квартиры оформлять должным образом замену оборудования. Необходимо серьезно упрощать процедуру»,
– считает эксперт.
Касаясь производства газового оборудования, он отметил, что европейский производитель исходит из норм и требований, которые являются наиболее жесткими в Германии.
«Производители стремятся отвечать современным стандартам качества и безопасности, поскольку именно это – одно из очень серьезных рыночных преимуществ в конкурентной борьбе за покупателя. К сожалению, у нас в стране преобладающим конкурентным преимуществом является цена», – констатировал Митюшин.
По его мнению, наличие в России жилого фонда с газовым оборудованием, как правило, связано с излишними требованиями поставщика электроэнергии для подключения к сети и неготовностью распределительной инфраструктуры.
«Мало иметь профицит генерации, надо иметь профицит сетей и их распределения, в большинстве регионов отсутствующий.
Подключение к теплоцентрали в нашей стране – это очень дорогое и длительное занятие. Сами по себе имеющиеся в регионах сети в большей степени представляют из себя решето без должной теплоизоляции. В комплексе получается абсолютно логичный вывод, что в будущем поквартирное автономное отопление станет выгоднее и экономичнее. А вот от установки газовых плит, вероятно, надо отказываться полностью. Следует также нормировать типы домов, подлежащих газификации, с требованиями по расчетам на прогрессирующее обрушение в случае взрыва газа. Фактически – уходить от газификации панельных домов», – резюмировал эксперт.
Екатерина Вадимова