Правительство будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к крайним мерам – прямому регулированию. Наиболее реалистичным сценарием остается среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 г., – не более 5,5%.
По данным Росстата, в мае 2018 г. цены на бензин и дизтопливо выросли на 5,6% к апрельскому уровню. В годовом выражении (май 2018 г. к маю 2017 г.) этот показатель составил 11,3%.
В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.
В летне-осенний период состоялся ряд встреч представителей крупных ВИНКов с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договоренности о фиксации стоимости на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 г. и по ценам на июнь 2018 г. Данное соглашение действует с 31 октября 2018 г. до 31 марта 2019 г. Также был установлен индикативный уровень мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее: для АИ-92 – 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 – 56,6 тыс. руб./т, летнего дизтоплива – 51,2 тыс. руб./т (для зимнего дизеля – плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего).
За отклонениями ИУЦ свыше 4% будут следить ФАС и ФНС. На АЗС нефтекомпаний цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС (на 2 процентных пункта, до 20%) на 1,5% в абсолютном выражении и затем – в темпе прогнозной инфляции, на 4–5,5% в течение года. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам.
Кроме того, нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок топлива на биржу: будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизеля на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.
Единственная составляющая, которую объективно нельзя было отрегулировать, – это рост акциза с 1 января 2019 г., поскольку доход, полученный от этой меры, служит источником финансирования ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. Акциз также сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм демпфера, который должен нивелировать эффект от роста акцизов.
Согласно демпфирующему механизму, НПЗ с объемом переработки более 600 тыс. тонн в год смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, производящие автомобильный бензин 5-го класса: они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это в общей сложности примерно 2–3 млн тонн.
В действующей редакции федерального закона о налоговом маневре предусмотрены цены отсечения 56 тыс. руб./т по автомобильному бензину и 50 тыс. руб./т по дизельному топливу.
С 1 января 2019 г. механизм демпфера вступил в действие.
Согласно постановлению правительства №1720 от 29.12.2018, утверждены объемы минимальной величины автомобильного бензина и дизельного топлива классов 5 и реализованных на бирже. Так, минимальная величина автобензина класса 5 составляет 10% объема производства за календарный месяц, дизельного топлива класса 5 – 5%.
После начала работы демпфера ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году.