Posted 10 января 2019, 08:49
Published 10 января 2019, 08:49
Modified 15 сентября 2022, 20:21
Updated 15 сентября 2022, 20:21
В 2019 г. на мировом нефтяном рынке продолжится конкурентная борьба между производителями нефти: высокие бюджетные ценовые ограничения традиционных производителей заставляют их балансировать между сохранением доли рынка и попытками подержать высокий уровень цен на нефть, в то время как производители нефти в США (стране с самым высоким ростом добычи в 2019 г. – свыше 1 млн б/с) не являются ключевыми источниками доходов для бюджета.
Мировой нефтяной рынок в 2019 г. будет определяться рядом факторов: фундаментальных и геополитических. Спрос и предложение – ключевые фундаментальные факторы нефтяного рынка.
С точки зрения предложения основное влияние на рынок будут оказывать Россия, Саудовская Аравия и США. Будут ли Россия и Саудовская Аравия исполнять декабрьское соглашение о сокращении добычи? Этот же вопрос касается и прочих стран ОПЕК+.
Ведь в прошлые годы соблюдение и даже перевыполнение сделки ОПЕК+ было обеспечено не столько за счет дисциплины стран-участниц, а сколько за счет снижения добычи в Венесуэле, Мексике и Иране.
Пойдут ли страны на дальнейшее сокращение добычи, отказавшись от сохранения доли на рынке, которую с радостью займут растущие производители нефти в США и некоторых других странах, не входящих в ОПЕК+, в частности в Бразилии? Что касается добычи нефти в США, то тут определяющим моментом будет своевременное развитие транспортной инфраструктуры для вывоза нефти из региона Пермиан, ожидается, что уже в 2019 г. дефицит транспортных мощностей будет преодолен.
К геополитическим факторам, оказывающим влияние на предложение нефти, можно отнести санкции со стороны США в отношении Ирана. Напомним, что сейчас для восьми крупнейших импортеров иранской нефти (Китай, Индия, Греция, Италия, Тайвань, Япония, Турция и Южная Корея) действует временное разрешение на импорт до апреля 2019 г.
В результате вместо ожидаемого сокращения добычи на 1-1,5 млн б/с добыча нефти в Иране снизилась в ноябре относительно мая лишь на 0,85 млн б/с.
Будет ли оно продлено – опять же во многом будет зависеть от уровня добычи нефти в США и расширения транспортной инфраструктуры, ведь именно США стараются активно наращивать экспорт нефти в европейские страны и страны Азии, в частности в Китай. А если санкции вступят в полную силу, то насколько меры по их обходу, принимаемые Ираном, будут эффективны.
Рост спроса на нефть в 2019 г., который МЭА прогнозирует на уровне 1,4 млн б/с, будет по большей части определяться темпами экономического роста. Также на него будут оказывать влияние и геополитические факторы – например, тарифные войны между США и Китаем.