Нефть и газ в декабре 2018 года

9 января 2019, 12:02
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли от ИАЦ «Альпари»

Рынок нефти. США как «халиф на час» и восточное спокойствие ОПЕК+

Шторм на нефтяном рынке, продолжающийся с октября 2018 г., утих лишь слегка. Цена Brent продолжила падать, понизившись в декабре на 14,4%, до $53,02. За год Brent упала на 20%. Техасская WTI в декабре упала на 15%, до $45,19 за баррель; за 2018 г. – на 25%. Цены на нефть в IV квартале стали разочарованием года. Хотя в декабре темпы обвала цен немного замедлились, это стало слабым утешением. Среднегодовая цена Brent находилась на уровне около $60 за баррель, среднегодовая цена WTI – около $53.

Что стало причиной падения? Мировая экономика в 2018 г. была на подъеме, спрос оставался высоким, еще в сентябре цена барреля Brent достигала $80. На первый взгляд, обвал рынка в ноябре – декабре вызван исключительно спекулятивными причинами, в том числе обвалом фондового рынка США в начале декабря.

Но с начала декабря рынок был взбудоражен якобы имеющимися разногласиями в ОПЕК накануне очередного саммита картеля в Вене и «министерской встречи» стран – участниц соглашения ОПЕК+.

В начале декабря Катар заявил, что с 1 января 2019 г. покинет картель, чтобы сосредоточиться на добыче газа и производстве СПГ. Это обеспокоило рынок, появились слухи, что вероятной причиной может быть нежелание соблюдать квоты по добыче нефти. Доля Катара в мировой добыче составляет около 0,8%, и страна даже в рамках ОПЕК влияния на рынок не оказывала.

6 декабря 2018 г. министерский мониторинговый комитет рекомендовал ОПЕК сократить добычу, не указав объемов. В СМИ после «министерской встречи» приводилась оценка со ссылкой на министра нефти Омана, что ОПЕК сократит добычу приблизительно на 1 млн б/с. 7 декабря ОПЕК объявила, что сделка ОПЕК+ продлевается до конца I полугодия 2019 г., а добыча нефти с 1 января 2019 г. будет сокращена на 1,2 млн б/с, из которых ОПЕК (исключая Иран) сократит добычу на 800 тыс. б/с, а партнеры по ОПЕК+ – на 400 тыс. б/с. В итоге ОПЕК без учета ОПЕК+ планирует сократить добычу в I полугодии 2019 г. на 3% в годовом выражении. В апреле 2019 г. на саммите ОПЕК будет рассмотрен вопрос о продлении ОПЕК+ до конца 2019 г.

Рынок после обнародования решения оказался в замешательстве. Ранее он сомневался, что картель и его партнеры смогут договориться о сокращении добычи в объеме чуть большем, чем ожидалось. Это притормозило обвал цен, но показало, что картель и его партнеры не готовы сокращать добычу даже на величину октября 2016 г., когда появилось ОПЕК+, – 1,8 млн б/с. Представитель Ирана в ОПЕК заявил, что для восстановления баланса необходимо сократить добычу не менее чем на 1,4 млн б/с, а если ОПЕК примет решение о сокращении на меньшую величину, это будет говорить о серьезных разногласиях и может привести к падению цены до $40 за баррель.

Из решения ОПЕК следовало, что слухи о разногласиях отчасти подтвердились и, вероятно, картель обнародовал компромисс.

В некоторой степени это подтвердил министр энергетики России Александр Новак, объявивший, что в январе 2019 г. Россия сократит добычу на 50-60 тыс. б/с. России невыгодно существенное снижение добычи, так как спад в ключевой для страны отрасли приводит к замедлению темпов экономического роста. А рост ВВП в России по итогам 2018 г. рискует не превысить 1,6%, о чем предупредил президент Владимир Путин в декабре 2018 г.

Новак заявил, что для России приемлем диапазон цены $55-65 за баррель. Это может сбалансировать интересы производителей и потребителей.

Это правильный выбор, но «медведи» использовали и, наверное, будут использовать позицию России, равно как и других участников ОПЕК+, чтобы давить на цены вниз.

Напомним, что в России за 2018 г. добыча нефти и газового конденсата выросла на 1,6%, до 554,84 млн т. За декабрь было добыто 48,44 млн т нефти и конденсата, что на 4,5% превысило объем добычи в декабре 2017 г., и это соответствует 11,16 млн б/с. По сравнению с октябрем 2016 г. в декабре 2018 г. рост добычи составил 0,3%.

У участников рынка есть и другие опасения, позволяющие усомниться, что ОПЕК продолжает эффективно регулировать рынок. Прежде всего, это рост добычи в США.

В начале декабря Bloomberg сообщил, что впервые за 75 лет Соединенные Штаты экспортировали больше нефти и нефтепродуктов, чем импортировали. Правда, речь шла всего о неделе, но Bloomberg поспешил сделать вывод, что в 2019 г. США будут экспортировать больше нефти, чем закупать. Ранее Минэнерго США прогнозировало, что к весне 2019 г. добыча в стране установит новый рекорд, достигнув 12 млн б/с, превысив объемы суточной добычи нефти в Саудовской Аравии и России.

Этим прогнозам часто вторит МЭА, ожидающее сохранения на рынке избытка предложения до 2021 года из-за бурного роста добычи в США. Агентство в декабрьском обзоре не могло не отреагировать на новость о том, что появился новый лидер: «За неделю, закончившуюся 30 ноября, США впервые стали чистыми экспортерами нефти и нефтепродуктов… Показатель в 211 тыс. б/с остается скромным, но долгосрочная тенденция ясна». Отмечалось, что рост экспорта обострит конкуренцию в долгосрочном аспекте.

Американская геологическая служба в декабре повысила оценку запасов сланцевой нефти на открытом в 2016 г. на юге США крупном месторождении Wolfcamp Shale с 20 до 46,3 млрд баррелей. Правда, она была сделана с учетом запасов месторождения Bone Spring на территории штатов Нью-Мексико и Техас; не исключено, что она может быть пересмотрена. Эта широко растиражированная новость и обзор МЭА подогрели негативные настроения.

Решение ОПЕК о сокращении добычи картелем (без учета Ирана) и его партнерами (прежде всего Россией) может означать, что ОПЕК во главе с Саудовской Аравией и Россией с 2019 года начнет сокращать доли, а США – увеличивать. Выгодно ли ОПЕК и России увеличение доли конкурента?

Решение о сокращении было выбором из двух зол (дальнейшее падение цены или сокращение доли рынка). ОПЕК выбрала наименьшее.

Сокращение доли картеля является для ОПЕК и России наименьшим злом: США не смогут в будущем увеличить долю так, чтобы вытеснить всех. Американцы не смогут продать огромные объемы добытой нефти, не найдется покупателей. США продают за рубеж больше нефтепродуктов, чем нефти; нефть экспортируется в основном в Китай, Индию, Японию и Южную Корею. Но США с 2018 г. в состоянии «войны пошлин» с КНР, несмотря на то, что на саммите G20 Дональд Трамп и глава Китая Си Цзиньпин договорились о ее приостановке до марта 2019 г.

В декабре вышли неутешительные для США данные торгового баланса КНР: импорт Китаем американских товаров сократился на 25% в годовом выражении, составив лишь $10,7 млрд (экспорт китайских товаров в США вырос). Китай перестал покупать у США нефть. У Соединенных Штатов обостряются отношения и с Индией. Причина – планы Дели приобрести у России зенитный комплекс С-400. Не исключено, что США могут потерять еще одного импортера.

ОПЕК и ОПЕК+ прекрасно понимают, что США в ближайшее время будут наращивать добычу в основном для внутреннего потребления, но внутренний спрос имеет пределы. А избыточное предложение приведет к накоплению запасов и падению цены. Для производителей сланцевой нефти падение нежелательно: при цене $40 за баррель и ниже добыча становится нерентабельной. Еще в 2017 г. глава Pioneer Natural Resources Скотт Шеффилд заявил, что $40 за баррель смогут перенести лишь добывающие нефть в Пермском бассейне, большинство компаний станут нерентабельными. Цена ниже $40 будет неприемлема для всех.

Британское исследовательское агентство Wood Mackenzie, часто выступающее оппонентом МЭА в прогнозах, ожидает, что в 2019 г. добыча сланца в Пермском бассейне сократится с 1 млн б/с до 650 тыс. б/с. Это существенно расходится с прогнозом МЭА – в 2019 г. совокупная добыча нефти в США вырастет до 1,3 млн б/с. В обзоре Wood Mackenzie сообщается, что, несмотря на заявления американских производителей о «приемлемой» для них цене $40 за баррель, большинство рентабельно при цене не ниже $70. А издание The Wall Street Journal сообщило, что, по прогнозам сланцевых компаний, их совокупный убыток уже за II квартал 2018 финансового года составил $2 млрд.

Властям США низкие цены выгодны. Бензин становится дешевле, а спред между ценами Brent и WTI почти весь 2018 г. был на высоком уровне ($7-9 в пользу WTI). США за счет низкой цены надеялись увеличить количество покупателей. Но у Соединенных Штатов политика часто оказывается выше интересов бизнеса, ситуация 2018 г. не стала исключением.

Россия в условиях падения цены на нефть сохраняет спокойствие. Неслучайно Новак говорил, что коридор $55-65 за баррель приемлем для России, позволяя достаточно эффективно учитывать интересы производителей и потребителей. При этом ОПЕК и другие страны – участницы ОПЕК+ не портят отношения с США, а сравнительно низкие цены на нефть будут стимулировать рост спроса потребителей – Китая, Индии и других стран.

Какой же будет, исходя из всего изложенного выше, цена на нефть в 2019 г.?

Полагаем, она будет определяться политикой ОПЕК+ и динамикой добычи в США. В ОПЕК прогнозируют, что до конца I квартала 2019 г. избыток предложения нефти на рынке будет устранен, а начиная со II квартала 2019 г. цена начнет расти.

Мы считаем, что среднегодовая цена Brent в 2019 г. будет на уровне около $65 за баррель, а в январе ожидаем диапазон $51-60 за баррель.

Рынок нефтяных акций. Мрачный прогноз Гринспена оказался важнее заявлений Трампа

Пожалуй, главным фактором, влиявшим на котировки российских акций в декабре 2018 г., стала ситуация на американском фондовом рынке. 4 декабря произошел обвал фондового рынка США, Dow Jones Industrial Average рухнул почти на 800 пунктов, или на 3,1%. В 2018 г. это было не самое сильное падение американского индекса: более сильные обвалы наблюдались в феврале, когда индекс дважды падал более чем на 4%, а также в октябре, когда он снизился на 3,15%. 24 декабря DJIA попытался повторить обвал начала декабря, рухнув на 2,9%.

За месяц американский фондовый рынок упал на 10%, причем на столько же упал индекс S&P 500.

Поводов было несколько: недоверие инвесторов к договоренностям саммита G20 между Трампом и Си Цзиньпином о временном прекращении торговой войны, повышение процентной ставки до 2,5%, настораживающие комментарии руководства ФРС о возможном замедлении американской экономики в 2019 г., а также превышение доходности краткосрочных гособлигаций США над доходностью долгосрочных. Такая ситуация называется инверсией кривой доходности облигаций, трейдеры и аналитики в США видят в этом недобрый знак, позволяющий предсказать начало экономического кризиса. За последние 50 лет экономические кризисы в США случались 7 раз, каждый раз перед кризисом кривая доходности гособлигаций принимала инверсивную форму. Оппоненты этой теории не считают этот фактор предвестником кризиса. Случалось, инверсия кривой доходности возникала за 1-2 года до его начала.

Большинство экономистов сходится, что повышение процентных ставок ФРС может в 2019 г. способствовать замедлению экономики США. Экс-руководитель Федрезерва Алан Гринспен заявил, что длительный период роста американского фондового рынка, начавшийся в 1960-е годы, подошел к концу, инвесторам необходимо «спасаться бегством» из американских акций. Гринспен назвал политику руководства ФРС «губительной» для американских финансовых рынков, считая, что отказ от политики дешевых денег приводит к панике на фондовом рынке, а высокие процентные ставки оказывают неблагоприятное воздействие на реальный сектор, что негативно скажется на корпоративной отчетности. После Рождества Трамп через Twitter призвал американцев спасать рынок от обвала и покупать подешевевшие акции, на что фондовые индексы США отреагировали мощным ростом 26 декабря. Но картину месяца Трамп изменить не смог.

Опасения рецессии в экономике США особенно негативно сказались на фондовых рынках развивающихся стран, в том числе и России.

За декабрь индекс Московской биржи (МБ) упал на 2,9%. С учетом падения американских индексов за месяц на 10% это немного. Упали все нефтяные акции, но причиной скорее было продолжительное падение цены на нефть и заявление Госдепа США, что планируется вступление в силу нового пакета санкций США против России, связанных с «делом Скрипалей». Сильнее всего опасения повлияли на «Газпром нефть», бумаги которой упали на 8,3%. Подешевели на 3,4% обыкновенные акции «Сургутнефтегаза». ЛУКОЙЛ потерял 2% капитализации, но его акции имели лучшую динамику, чем индекс МБ. Акции «Роснефти» и обыкновенные акции «Татнефти» упали на 0,35% и 0,8% соответственно, оказавшись «лучше рынка».

За 2018 г. индекс МБ вырос на 6,5%, но долгосрочные инвесторы нефтяных компаний оказались в хорошем плюсе. Абсолютным лидером роста капитализации стала «Татнефть», ее обыкновенные акции прибавили 44,3%. Сильно выросла «Газпром нефть» (на 39%), ЛУКОЙЛ (на 38%) и «Роснефть» (на 37%). Не повезло держателям обыкновенных акций «Сургутнефтегаза», потерявших 5% стоимости.

По размеру рыночной капитализации в абсолютных величинах первую позицию в рейтинге самых дорогих компаний России удержала «Роснефть» (капитализация – 4,56 трлн руб.), на втором месте Сбербанк (4,12 трлн руб.), на третьем – ЛУКОЙЛ (3,81 трлн руб.).

Газовая отрасль. Скандалы вокруг «Северного потока – 2» помешали капитализации «Газпрома»

В 2018 г. добыча природного газа в России выросла на 4,9%, до 725,17 млрд куб. м. В декабре она увеличилась на 4,6% в годовом исчислении, до 67,04 млрд куб. м; по сравнению с уровнем ноября 2018 г. рост составил 6%.

Страсти против «Северного потока – 2» продолжали накаляться. 12 декабря Палата представителей Конгресса, где большинство принадлежит оппозиционной Демократической партии, почти единогласно приняла резолюцию, призывающую Евросоюз отказаться от «Северного потока – 2». Палата поддержала и возможное введение санкций против участников проекта. На резолюцию резко отреагировали в Кремле, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал позицию властей США «неприемлемой».

На следующий день Европарламент призвал страны, выдавшие разрешения на строительство трубы, отозвать их и прекратить строительство, подчеркнув «ключевую роль Украины» в обеспечении транзита российского газа в Европу.

Конгресс США и Европарламент пытаются надавить на Данию, которая до конца декабря должна была выдать разрешение на строительство газопровода либо отказать в его выдаче. Вероятнее всего, Дания, не желающая ни с кем ссориться, будет тянуть до весны. К тому времени оператор проекта СП Nord Stream 2 может изменить маршрут, чтобы он не проходил через воды Дании, соответственно, страна лишится доходов от транзита. Не исключено, что оператор подаст в суд на власти Дании – дело наверняка будет слушаться в Стокгольме, а Швеция строить газопровод в своих территориальных водах разрешила.

В начале декабря глава австрийской OMV Райнер Зеле заявил, что решение о реализации коммерческих проектов на территории европейских стран должно принадлежать руководству этих стран. Он назвал «Северный поток – 2» проектом, отвечающим интересам Европы и европейских потребителей.

В Министерстве экономики и занятости Финляндии заявили, что подчиняться резолюции Европарламента страна не будет. В министерстве подчеркнули, что решение о прокладке газопровода принималось с учетом принципов конкуренции на энергетическом рынке и понимания, что газопровод нужен Европе.

Еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер в интервью Der Spiegel заявил, что «угрозы Трампа» не способны остановить «Северный поток – 2», но заметил, что выступает за гарантии Украине по сохранению транзита газа. А Юрген Триттен, депутат бундестага ФРГ от «зеленых», которые никогда не питали больших симпатий к России, заявил, что зависимость Европы и России как потребителя и поставщика газа взаимная, «диктат» России на европейском энергорынке невозможен. С резкой критикой в адрес США в интервью Welt am Sonntag выступил бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер. Раскритиковав резолюцию Конгресса, Шредер заявил: «Они [США] делают это не из любви к Украине, а поскольку сами хотят поставлять газ в Германию. Сжиженный газ хуже по качеству и при этом дороже, чем тот, который поставляют по трубопроводу».

Ответом стало начало укладки труб «Северного потока – 2» в территориальных водах Финляндии и Швеции.

К концу декабря уже было построено примерно 370 километров «Северного потока – 2» (общая протяженность составит 1200 километров).

Акции «Газпрома» на фоне всеобщего обвала мировых фондовых рынков и резолюций Конгресса и Европарламента против «Северного потока – 2» потеряли 7,2% стоимости, а акции НОВАТЭКа подешевели на 1,5%.

Итоги 2018 г. оказались радостными для обеих корпораций.

НОВАТЭК стал абсолютным чемпионом российского фондового рынка по росту капитализации среди «голубых фишек», подорожав на 63%.

В абсолютных величинах капитализация НОВАТЭКа составила к концу года 3,46 трлн руб., и по этому показателю НОВАТЭК занял 5-е место в России.

Капитализация «Газпрома» за 2018 г. увеличилась на 10%, до 3,77 трлн руб. (4-е место).

Рост акций оказался меньшим, чем рост капитализации многих крупных нефтяных компаний, значительно ниже, чем рост капитализации НОВАТЭКа, но больше, чем рост индекса МБ. Негативное давление на капитализацию газового гиганта оказал, скорее всего, продолжающийся негативный новостной фон вокруг «Северного потока – 2». В 2019 году он должен будет «остывать» по мере того, как строительство газопровода будет близиться к запуску (поставки газа в Европу по нему планируется начать в январе 2020 г.).

Наталья Мильчакова, заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари»

#Аналитика #Рынок нефти #Цены нефть #Газовый рынок
Подпишитесь