Болат Акчулаков: Казахстан остается страной наиболее низких цен на топливо

28 декабря 2018, 14:43
Вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков продолжает рассказывать об итогах развития нефтегазовой отрасли Казахстана в 2018 году

«НиК»: С начала 2018 г. вступил в действие Техрегламент Таможенного союза, согласно которому с июля качество моторных топлив в стране должно соответствовать экологическому классу К4 и К5. Завершившаяся в 2018 г. модернизация всех трех отечественных НПЗ позволила свершиться долгожданным планам. Возможно ли ожидать, что уже по итогам 2018 г. общий объем переработки нефти в стране вырастет более чем до 16 млн тонн, а с 2019 г. мы больше не будем никого упрекать в дефиците и высоких ценах ГСМ на местном рынке?

– В 2018 г. была завершена программа модернизации трех отечественных НПЗ с увеличением глубины переработки нефти и доведением качества производимого топлива до экологического класса К4 и К5. Основная задача, которая ставилась перед нефтепереработчиками, – максимально покрыть собственные потребности в качественных ГСМ.

Общий объем переработки на Атырауском, Павлодарском и Шымкентском НПЗ вырос с 14,2 млн тонн в 2017 г. до 15,25 млн тонн в 2018 г. Планируется, что в 2019 г. объем переработки на трех основных НПЗ составит уже 16,2 млн тонн.

Таким образом, ожидается, что Казахстан полностью сможет обеспечить себя высокооктановым бензином, летним и межсезонным дизельным топливом, а также авиационным топливом.

Также начиная с 2019 г. планируется переход отечественных НПЗ на трехлетний межремонтный период, то есть без полной остановки заводов на планово-предупредительные ремонты, как было ранее.

Относительно цен отмечу, что Казахстан продолжает оставаться страной с наиболее низкими ценами на топливо. Так, к примеру, стоимость бензина марки АИ-92 в Казахстане составляет порядка 155,7 тенге за литр, тогда как в соседней России аналогичное топливо стоит в среднем 233,1 тенге, разница почти 78 тенге с литра. Дизельное топливо (летнее и межсезонное) у нас в стране в среднем стоит 194,03 тенге за литр, в Российской Федерации – 245,75 тенге за литр, разница порядка 51-52 тенге с литра. Аналогичная разница в ценах с соседними Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан.

«НиК»: Давайте поговорим о четвертом НПЗ, о целесообразности строительства которого много лет говорят на разных уровнях – президент, правительство, министерство, нефтяники. Глава государства давал поручения рассмотреть этот вопрос, считая, что новый завод нужен. Потом высказывались мнения, что его возведение не решит проблемы рынка и что вообще его строительство будет затратным и нерентабельным. Причем люди, которые изначально были против строительства, затем быстро меняли позицию. Между тем менялась и стоимость проекта – в сторону увеличения. Нужен ли новый НПЗ после дорогостоящей модернизации имеющихся заводов? Лично мое мнение: нет, не нужен. По долгу службы Вы обязаны мне возразить…

– Вопрос о возможности строительства четвертого НПЗ в Казахстане сегодня и вправду остро обсуждается в казахстанском обществе. Есть поручение главы государства всесторонне изучить данный вопрос и прийти к решению. В настоящее время специальная рабочая группа правительства занимается данным вопросом. Необходимо учитывать различные аспекты при окончательном принятии решения о сроках строительства, мощности и местоположении нового завода.

Завершившаяся в 2018 г. модернизация трех существующих НПЗ позволит обеспечить текущие внутренние потребности Казахстана в основных видах ГСМ на несколько лет вперед. Однако, естественно, с ростом потребления рано или поздно встанет вопрос о необходимости увеличения производства топлива. Эти задачи и будет призван решить четвертый НПЗ. В настоящее время работа над этим вопросом еще продолжается.

Хотелось бы заметить, что строительство четвертого НПЗ необходимо увязывать с возможностью экспортировать излишки топлива.

К примеру, после завершения модернизации в Казахстане будет производиться бензина АИ-92 почти на 1 млн тонн больше, чем внутренние потребности. Учитывая, что соседняя Российская Федерация имеет собственные избыточные мощности по нефтепереработке, а соседние Кыргызстан и Узбекистан имеют незначительную емкость рынка топлива, необходимо будет искать рынки сбыта продукции НПЗ.

Касательно загрузки казахстанских НПЗ хотелось бы сказать, что в настоящее время реализуется проект реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау, который позволит перебросить порядка 4 млн тонн нефти с месторождений Западного Казахстана для загрузки Павлодарского и Шымкентского НПЗ. Данный проект в первую очередь направлен на стабильное обеспечение данных заводов нефтью в силу наблюдаемого естественного падения добычи в Актюбинской и Кызылординской областях.

Также правительство рассматривает возможность масштабной геологоразведки в данных областях с целью восполнения сырьевой базы, причем как с помощью привлечения инвесторов, так и в рамках государственного изучения недр.

«НиК»: Минэнерго обещало определиться с местоположением нового НПЗ, его параметрами и механизмами финансирования во II полугодии. Обещанное время истекло… Где он будет возведен и при какой мощности выгодна такая стройка?

– Как я уже отметил, рабочая группа продолжает рассмотрение вопроса о сроках, мощности и месте возможного строительства четвертого НПЗ. Еще предстоит работа над технико-экономическим обоснованием строительства завода. Соответственно, вопрос о возможном партнере или инвесторе еще не рассматривался детально. Однако если кто-либо из крупных нефтегазовых транснациональных компаний мира или отечественных инвесторов изъявит желание участвовать в проекте, то правительство Казахстана будет готово рассмотреть такие предложения.

«НиК»: Но и для нового завода понадобятся свободные ресурсы нефти – с ними у нас проблемы. Кстати, говоря о дополнительных объемах сырья, а как мы сможем выполнить обещание, данное Узбекистану, о поставках порядка 2,5 млн тонн нефти в год в качестве сырья для Джизакского НПЗ, который должен быть построен к 2022 г.? Мы и здесь сумеем найти свободную нефть? И может ли Узбекистан предложить выгодную цену за нашу нефть, да такую, чтобы казахстанская сторона вложилась в прокладку 95-километрового трубопровода и реконструкцию насосных станций и техсооружений имеющейся системы Омск Павлодар Шымкент? К слову, на сегодня из-за коммерческой составляющей у нас наполовину пустует Казахстанско-китайский нефтепровод, хотя Китай, с моей точки зрения, представляется более выгодным покупателем нашей нефти…

– В 2017 г. было подписано двустороннее Рамочное соглашение между правительствами Республики Казахстан и Республики Узбекистан о сотрудничестве в энергетической сфере, в том числе в области нефти и газа. В настоящее время данное соглашение проходит процедуру ратификации.

Соглашение среди прочего предусматривает сотрудничество в области поставок казахстанской нефти в Узбекистан.

Речь идет об объемах порядка 2 млн тонн. Еще раз отмечу, что соглашение является рамочным и определяет лишь принципы такого сотрудничества. В любом случае Казахстан будет осуществлять поставки нефти в Узбекистан на взаимовыгодных условиях, что в принципе происходит и на сегодняшний день, то есть на основании международных котировок.

Вы упомянули о проекте Джизакского НПЗ. Действительно, наши узбекские коллеги имеют намерение построить новый НПЗ на своей территории с планируемой мощностью до 5 млн тонн переработки.

Наиболее вероятными поставщиками нефти для такого завода узбекские партнеры рассматривают Казахстан и Россию.

Однако существует ряд вопросов, который требует решения до момента начала реализации проекта. Среди них одним из основных является вопрос логистики возможных поставок нефти из Казахстана и России. Сегодня прямого нефтепровода между Казахстаном и Узбекистаном нет, а поставки в основном идут по железной дороге через станцию Шагыр в Туркестанской области. Таким образом, необходимо будет рассмотреть вопрос о возможном строительстве нового нефтепровода для поставки в перспективе нефти на планируемый Джизакский НПЗ. Естественно, ценообразование должно будет включать будущие затраты по ее транспортировке с учетом окупаемости вложений в новый нефтепровод. Также необходимо учесть, что при возможных поставках российской нефти в Узбекистан требует решения вопрос ее транзита через территорию Казахстана.

«НиК»: Мы не можем не упомянуть о системе интеллектуального месторождения нефти, презентованной в 2018 г. и позволившей вывести добывающую отрасль на более качественный уровень. При внедрении используются отечественные или импортные разработки? Когда может быть достигнут конечный эффект относительно первоначальных затрат?

– В Казахстане принята программа «Цифровой Казахстан», где одним из направлений является развитие интеллектуальных и цифровых месторождений. В качестве пилотного проекта выступило месторождение Уаз в Атырауской области, принадлежащее АО «КазМунайГаз». В процессе реализации использовались как отечественные, так и зарубежные решения. Основной задачей данного проекта являлась оптимизация производственных процессов для увеличения эффективности разработки месторождения.

К примеру, удалось достичь экономии по электроэнергии до 10-15%, увеличения добычи со скважин в связи с сокращением времени простоя технологического оборудования до 5% и так далее.

Было принято решение тиражировать положительный опыт и на другие добывающие активы АО «КазМунайГаз», для чего была принята специальная программа.

Отмечу, что в рамках программы «Цифровой Казахстан» будет реализовываться проект «Информационная система учета нефти», который предполагает на первом этапе сбор данных со всех месторождений по товарной нефти в режиме онлайн, а на последующих этапах – сбор данных со скважин. Это достаточно масштабная работа, если учитывать, что сегодня на территории страны эксплуатируется более 20 тыс. скважин. Однако достаточный контроль над всем процессом разработки месторождений позволит максимально эффективно бороться с «теневым» оборотом, связанным в первую очередь с хищениями нефти с месторождений.

Такой подход отвечает интересам инвесторов и государства. Инвесторы смогут более эффективно вести разработку месторождений, а государство в полной мере получит причитающиеся налоги с добычи. Также построение единой системы, интегрированной с фискальными органами, создаст условия для прозрачной работы и исключит в будущем массу различных споров между государством и недропользователями. Хотелось бы также отметить, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан все недропользователи, ведущие разработку месторождений, должны оснастить свои технологические комплексы контрольными приборами учета товарной нефти к 1 января 2020 г.

«НиК»: Касательно альтернативной энергетики… Запущенные в 2018 г. аукционы ВИЭ стали прорывом в ее развитии. Насколько активны при этом инвесторы, фонды и финансовые институты?

– Указом главы государства принята Концепция по переходу Казахстана на «зеленую» экономику. Одним из секторов «зеленой» экономики являются ВИЭ, на которые к 2020 г. должно приходиться не менее 3% от общего баланса производства, что составляет порядка 2 ГВт. С целью создания благоприятных условий для потенциальных инвесторов в области развития альтернативной энергетики был принят ряд законодательных норм.

К примеру, возможность заключения долгосрочного контракта на покупку (offtake) электроэнергии от ВИЭ до 15 лет, индексация и корректировка тарифов на уровень инфляции и на влияние колебаний обменного курса.

В 2018 г. начались аукционные торги по отбору проектов ВИЭ среди потенциальных инвесторов. Торги состоялись весной и осенью 2018 г. Всего было выставлено 1 ГВт, отобрано более 800 МВт, включая проекты ветровой, солнечной и гидроэнергетики, а также биогаз.

«НиК»: Чего сейчас не хватает для развития ВИЭ в стране?

– Для дальнейшего масштабного развития ВИЭ в Казахстане необходимо решить ряд вопросов, включая наличие балансирующих мощностей для устойчивой работы энергосистемы, а также конкурентоспособность ВИЭ по сравнению с традиционными источниками энергии, такими как угольная и газовая генерация.

Мировые эксперты оценивают, что технологии ВИЭ будут дешеветь наряду с ростом стоимости традиционных источников энергии, что создаст возможность масштабного развития альтернативной энергетики.

«НиК»: Каковы Ваши ожидания по развитию нефтегазовой отрасли в 2019 г.? Что будет с нефтью?

– План на 2019 г. предусматривает добычу нефти и газового конденсата на уровне 89 млн тонн.

Будут продолжены работы по реализации проекта будущего расширения на месторождении Тенгиз, а также работа по концепции дальнейшего развития месторождения Кашаган.

Планируется переработать 16,2 млн тонн нефти на трех основных НПЗ страны и 100%-е покрытие внутренних потребностей в бензине, дизельном топливе и авиационном топливе. Для устойчивой загрузки Павлодарского и Шымкентского НПЗ ожидается завершение проекта реверса нефтепровода Кенкияк – Атырау.

В 2019 г. планируется работа по подготовке Программы государственного геологического изучения недр. Предпосылкой этого служит завершенный в 2015 г. проект комплексного изучения осадочных бассейнов Казахстана, результатом которого стало повышение оценки собственных извлекаемых запасов в три раза. Актуальность такой программы заключается в необходимости восполнения ресурсной базы путем разведки и поиска новых месторождений нефти и газа взамен разрабатываемых старых месторождений, которые постепенно исчерпывают свои запасы.

Ожидается проведение аукционов по предоставлению прав на недропользование в рамках нового Кодекса о недрах.

«НиК»: Надеемся, что все эти планы будут реализованы в полной мере. Спасибо Вам за интервью!

Подготовила Елена Бутырина

#Модернизация НПЗ #ВИЭ #Цены на бензин #Казахстан #Цены на топливо #Интервью #Экспорт нефтепродуктов
Подпишитесь