На прошедшей неделе была запущена третья очередь завода «Ямал СПГ». Проект был реализован в рекордные сроки с опережением на 6 месяцев. Это знаковое событие для всей российской отрасли по сжижению газа, которая активно развивается, несмотря на негативные прогнозы, и даже сумела занять второе место по экспорту СПГ в Европу.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании с членами Государственной комиссии по вопросам развития Арктики напомнил, что доля РФ на мировом рынке СПГ составляет около 4%, к 2035 г. надо достичь 15-20%.
Напомним, что запущенная при участии Дмитрия Медведева третья очередь «Ямала СПГ» предполагает, что предприятие может выйти на полную мощность в 16,5 млн тонн в год и увеличить долю российского сжиженного газа на мировом рынке в 2,5 раза – до 10%. Планируется также строительство нового завода – «Арктик СПГ 2». Завод «Ямал СПГ» работает на базе Южно-Тамбейского месторождения газа. Его строительством на полуострове Ямал занималось совместное предприятие НОВАТЭКа, французского концерна Total, Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Фонда Шелкового пути.
Вместе с тем уже сейчас России удалось выйти на второе место после Катара по экспорту СПГ в Европу, заняв 17% рынка.
Об этом свидетельствуют данные международного консалтингового агентства ICIS. Таким образом, американская политика по переводу Евросоюза на сжиженный газ опять же начинает помогать именно российским СПГ-проектам.
Естественно, данный факт не мог пройти незамеченным для Соединенных Штатов.
Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон сообщил о том, что, по мнению Госдепа США, разрешение на перевалку российского СПГ в норвежских водах подрывает усилия Европы по диверсификации энергоснабжения. По словам Михельсона, компания из-за раннего ввода линий «Ямала СПГ» была вынуждена привлекать с рынка дополнительные суда и организовать перевалку грузов в Норвегии, иначе не смогла бы вывести весь объем СПГ и конденсата. Он отметил, что нужно как можно скорее запускать перевалку в бухте Ура – не в 2023-м, а в 2022 г.
Отраслевые эксперты считают, что США не могут сильно навредить работе «Ямала СПГ», поскольку проблема перевалки сырья будет быстро решена.
Эксперт Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев считает, что заявление Госдепа о разрешениина перевалку российского СПГ в норвежских водах, которое якобы подрывает усилия Европы по диверсификации энергоснабжения, настолько политически ангажировано, что трейдеры, осуществляющую эту перевалку, вполне могут оспорить его в суде.
«Временные трудности США могут создать, но не более того»,
– отметил эксперт в интервью «НиК».
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что возможные проблемы с перевалкой российского СПГ – это типичный пример, когда реализация одного проекта не согласована с реализацией другого.
«Мощности по сжижению на заводе «Ямал СПГ» были сданы несколько раньше, чем мощности по перевалке. Поэтому приходится в некоторой степени использовать норвежские мощности, что и вызывает беспокойство США. А причина этого в том, что не скоординировали два строительных проекта и в результате мощности для перевалки в порту есть, но меньше, чем мощности по сжижению», – пояснил эксперт в интервью «НиК».
Однако он указал на то, что обычно строительство портовой инфраструктуры проще, чем завода по сжижению.
«Скорее всего, эта проблема будет решена быстро. Возможно, в течение полугода», – предположил Хестанов.
Эксперт также заметил, что объемы производства СПГ в России пока невелики, но, с другой стороны, и поставки в ЕС по сравнению с другими рынками не столь значительны.
«Для всех экспортеров СПГ гораздо привлекательнее азиатский рынок, где значительно выше цены и спрос на этот энергоресурс. В Европу попадают те объемы, которые по каким-то причинам не реализуются в Азии. Поэтому в ближайшее время правильнее рассматривать в качестве приоритетного именно азиатский рынок»,
– указал Хестанов.
Стоит отметить, что развитие отрасли СПГ в России сейчас выходит на новый уровень. Российские компании начали активно создавать собственные технологии по сжижению, кроме того, развивается производственная база, а также инфраструктура по использованию этого энергоресурса на внутреннем рынке. В частности, НОВАТЭК сообщил о создании в Мурманской области Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений. Он будет изготавливать морские комплексы по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата.
На днях стало известно, что в Казани появится цех крупногабаритных компрессоров, которые являются основным элементом технологии производства сжиженного природного газа.
«Введение цеха в эксплуатацию позволит локализовать и освоить производство крупногабаритных компрессоров на территории РФ. Будут выпускаться роторы 1,5 метра диаметром, в новом цехе будет размещено уникальное оборудование для изготовления компрессоров. Такие компрессоры необходимы для реализации наших крупнейших проектов. Это «Балтийский СПГ», «Сахалин-2», – сказал на церемонии пуска строительства председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков.
В Калининграде ждут плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский». Судно было построено на верфях Hyundai Heavy Industries в Южной Корее. По иронии судьбы оно везет из Сингапура в Калининград партию СПГ, это будет первый случай импорта данного вида топлива за 10 лет.
Продвигаются и новые проекты по строительству заводов СПГ. Так, американская компания Shell, которая является партнером «Газпрома» по строительству крупнотоннажного завода СПГ в Усть-Луге, полагает, что мощность проекта должна составить не 10 млн тонн в год, а 13 млн тонн.
По мнению Алексея Белогорьева, данное заявление концерна связанно именно с экономикой проекта: «Естественно, за счет увеличения масштаба можно улучшить экономику».
«Балтийский СПГ» – единственный СПГ-проект в России, который будут подключать напрямую к внутреннему рынку.
То есть это скорее американская рыночная модель. Все остальные заводы изолированы от потребителей. В этом смысле это большое преимущество «Балтийского СПГ». Продукция завода обязательно будет пользоваться спросом, особенно если ее будет продавать Shell или сторонние трейдеры и эти поставки не будут иметь прямого российского следа», – уточнил эксперт.
Сергей Хестанов указал на то, что неизвестны условия, на которых Shell занимается проектом «Балтийский СПГ»:например, прописан ли какой-либо объем гарантированных условий с российской стороны, тем более что прецеденты известны.
«Если вспомнить историю строительства первой ветки «Северного потока», оно было организовано в условиях, когда международный консорциум получает плату за эксплуатацию газопровода вне зависимости от объемов, которые по нему прокачиваются. России было тяжело привлечь инвесторов в этот проект, и им были предложены очень хорошие условия», – заявил эксперт.