Нефть и газ в ноябре 2018 года

10 декабря 2018, 13:32
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли от компании «Альпари»

Рынок нефти: три главных причины обвала нефтяного рынка и одно крупное открытие

В ноябре шторм на нефтяном рынке достиг рекордной скорости и силы. Баррель Brent за ноябрь подешевел на 19%, до $59,11. Цена Brent упала с отметок выше $72 за баррель, подешевев почти на $13. Баррель техасской WTI подешевел еще сильнее – на 20%, до $50,72. Запахло обвалом 2014 г.

Одной из главных причин усиления нисходящего тренда стало провалившееся эмбарго против Ирана.

Санкции вступили в силу 4 ноября, но в этот же день Госдеп США вывел из-под них 8 стран. Через пару дней Госдеп официально обнародовал, на кого эмбарго не будет распространяться. В список вошли Китай, Япония, Южная Корея, Турция, Греция, Италия, Индия, а также Тайвань. Глава Госдепа Майк Помпео обосновал решение тем, что восьмерка существенно сократила закупки нефти в Иране. Также из-под санкций были выведены иранско-российские проекты, включая АЭС «Бушер».

Трюк с выводом из-под санкций ряда стран был, по-видимому, изобретен для предотвращения роста цен на нефть, который был неизбежен в результате эмбарго.

А после выборов в Конгресс, где у республиканцев и демократов теперь фактически паритет, высокие цены на нефть Дональду Трампу были бы явно некстати.

По оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, если бы США не сделали исключение для восьми покупателей, вступление эмбарго в силу означало бы сокращение экспорта иранской нефти почти втрое, до 1 млн б/с, что существенно увеличило бы цену нефти. Это могло бы вызвать подорожание бензина, что Трампу, разумеется, не нужно.

«Прекрасно, что цены на нефть падают! Спасибо тебе, президент Т.», – хвастливо написал президент США в Twitter, когда котировки WTI колебались вокруг $51 за баррель. Но министр нефти Ирана Бижан Зангане остается оптимистом и считает, что вывод восьми стран из-под санкций не изменит расклад сил на рынке, так как эти страны, даже по мнению Госдепа, сократили объемы закупок нефти у Ирана гораздо раньше. В среднесрочном периоде США рискуют угодить в яму, которую они выкопали для Ирана: цены со временем возобновят рост.

Кроме неудавшегося эмбарго, есть другие, более объективные факторы давления на цены. В частности, резкий рост добычи в США.

Bloomberg в начале ноября сообщил, что по итогам августа добыча нефти в США достигла 11,346 млн б/с; в России добыли 11,21 млн б/с. Это связано не только с ростом сланцевой добычи в Техасе, Колорадо и Северной Дакоте, но также и с производством традиционной нефти в Мексиканском заливе и штате Нью-Мексико.

Ранее Минэнерго США прогнозировало объем среднегодовой добычи нефти в 2018 г. на уровне 10,7 млн б/с, а в 2019 г. – 11,8 млн б/с. С начала ноября ведомство еженедельно начало рапортовать о резком росте добычи. Только за первую неделю США увеличили добычу на 400 тыс. б/с, достигнув 11,6 млн б/с (в России за октябрь добыли немногим меньше 11,6 млн б/с, тоже национальный рекорд). В Саудовской Аравии производство нефти в октябре составило около 11 млн б/с. В ноябре Россия и Саудовская Аравия также продолжали наращивать добычу.

В России в январе – ноябре 2018 г. добыча нефти и газового конденсата увеличилась к аналогичному периоду 2017 г. на 1,4%, до 507,37 млн тонн. За ноябрь в России добыто 46,53 млн тонн нефти и конденсата, или на 3,9% больше уровня добычи в октябре 2017 г. По сравнению с октябрем 2018 г. в России было добыто нефти на 3,5% меньше. Саудовская Аравия в ноябре, как сообщило агентство Reuters, увеличила производство до 11,3 млн б/с. Агрессивная погоня США за первым местом по добыче нефти привела к тому, что на рынке возникло избыточное предложение нефти, ускорившее движение цен вниз.

Международное энергетическое агентство выпустило обзор, спрогнозировав избыточное предложение нефти в 2019 г. По оценкам МЭА, объем добычи нефти в США увеличится на 2,1 млн б/с в 2018 г., а в 2019 г. возрастет на 1,3 млн б/с. В странах, не входящих в ОПЕК, добыча увеличится на 2,4 млн б/с в 2018 г. и на 1,9 млн б/с в 2019 г. Падение производства в Венесуэле и Иране будет компенсировано ростом в Саудовской Аравии и ряде ближневосточных стран, включая ОАЭ и Ирак. А динамика роста спроса на нефть в 2018-2019 гг. останется без изменений – на уровне 1,3 млн б/с и 1,4 млн б/с; предложение нефти будет расти быстрее, чем спрос. Избыточное предложение сохранится до 2020 г.

Еще одна причина падения котировок – слухи о разногласиях в ОПЕК и даже о прекращении ее существования. The Wall Street Journal сообщил, что Эр-Рияд заказал авторитетному ближневосточному исследовательскому центру анализ возможного распада ОПЕК. В Саудовской Аравии информацию не подтвердили и не опровергли.

И в западных СМИ появилось объяснение падения цены на нефть – всему виной разногласия среди саудовских принцев. Если наследный принц Мухаммед ибн Салман выступает за дружбу с Россией и формирование на базе ОПЕК+ постоянно действующего соглашения производителей, то его брат Абдул-Азиз ибн Салман настроен проамерикански. Именно поэтому и был убит журналист Джамаль Хашогги, а в его смерти американская пресса обвинила наследного принца.

Некоторые издания предполагали, что готовится дворцовый переворот – Мухаммед ибн Салман будет отстранен от власти и лишен наследства, а наследником станет Абдул-Азиз. В этом случае ОПЕК может утратить свою роль инструмента политического регулирования рынка, а регулирующая роль может перейти к США. Такие слухи только обостряли ситуацию на рынке, цена Brent опускалась даже до $58 за баррель.

Несмотря на обвал цен, ни ОПЕК, ни ОПЕК+ не торопились с сокращением добычи. В середине ноября министерский комитет ОПЕК+ заявил, что в 2019 г. возможен переизбыток нефти, что может заставить участников сегодняшней сделки ОПЕК+ выработать решение об урезании добычи. Россия в лице министра энергетики Александра Новака не настаивала на немедленном сокращении, призывая, наоборот, к максимально продуманным и взвешенным решениям. У биржевых игроков сложилось впечатление, что ОПЕК и ее партнеры не хотят чрезвычайных мер по контролю за рынком, так как их, возможно, устраивает цена.

Действительно, Россию $60-65 за баррель вполне устраивают; на 2018 г. в федеральном бюджете заложен прогноз среднегодовой цены $40 за баррель. Более того, Новак заявлял, что Россия намерена начать сокращение добычи только одновременно с партнерами по ОПЕК+. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил в интервью, что, по его мнению, необходимости в немедленном сокращении добычи нет, цена нефти «достаточно высокая». А глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что для «Роснефти» комфортна «любая» цена на нефть.

«Если будет падение цены, значит, будем работать над увеличением доли рынка», – подчеркнул руководитель госкомпании.

Обвальное падение цен изменило риторику стран – участниц нефтяного картеля и его партнеров. Ближе к концу ноября, датам встречи стран – участниц ОПЕК и министерского комитета ОПЕК+, всё активнее заявляли о необходимости в 2019 г. сокращать добычу. Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих даже озвучил прогноз итогов встречи – сокращение добычи нефти на 1 млн б/с. А президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что на саммите ОПЕК 6-7 декабря поднимет вопрос сокращения добычи. Но, хотя Саудовская Аравия выступала за сокращение добычи, она продолжала ставить рекорды по производству черного золота.

Тем временем «Газпром нефть» открыла на шельфе Охотского моря месторождение «Тритон» с запасами около 1 млрд бнэ. Год назад недалеко от «Тритона» «Газпром нефть» открыла нефтяное месторождение с геологическими запасами около 3 млрд бнэ. Новое крупное открытие отчасти опровергло предположения западных экспертов по нефтегазовой отрасли, что крупные месторождения углеводородов ушли в прошлое.

Мы считаем, что в декабре по нефтяным котировкам будет наблюдаться достаточно широкий коридор. Наш прогноз цены находится на уровне $59-65 за баррель.

Рынок нефтяных акций: обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» в трудном ноябре показали сильный рост

На фоне падения цен на нефть упали и российские фондовые индексы. Индекс Московской биржи потерял 1,4%, однако темпы снижения были не столь резкими, как в октябре. Отчасти причиной стал отложенный вопрос о новых санкциях против России. Конгресс США после ноябрьских выборов дорабатывает до конца года в старом составе, и, скорее всего, конгрессмены стараются переложить ответственность на своих преемников. Белый дом, намеревавшийся запустить второй пакет санкций по «делу Скрипаля» до конца ноября, пообещал вернуться к этому вопросу.

Начал восстанавливаться и фондовый рынок США. Это произошло благодаря твиту Трампа, что на саммите G20 он намерен провести переговоры с Китаем по пошлинам на импорт.

В декабре стало известно, что на саммите «двадцатки» Китай и США заключили «перемирие» сроком на 90 дней.

Трамп обещал не повышать пошлины на китайские товары, а китайцы – начать переговоры о допуске американских товаров на рынок.

На динамике котировок российских нефтяных акций восстановление фондового рынка США после падения практически не отразилось.

Среди нефтяных акций лидером падения стали обыкновенные акции «Татнефти», подешевевшие на 8,5%. На 8% уменьшилась капитализация «Роснефти». На 6% подешевели акции «Газпром нефти».

Существенно подорожали обыкновенные акции «Сургутнефтегаза», взлетев на 3,2%. Вероятнее всего, причина роста сверхдоходов компании в том, что «Сургутнефтегаз» получает и проценты по своим ценным бумагам, и доходы от разницы валютных курсов, так как часть денежных средств на балансе «Сургутнефтегаза» хранится в иностранной валюте. Инвесторы ожидают существенного увеличения компанией дивидендов за 2018 г.

Акции ЛУКОЙЛа потеряли 0,8%, показав относительно лучшую, чем индекс Московской биржи, динамику. Выкуп с рынка части акций ЛУКОЙЛа эмитентом не позволил бумагам сильно упасть. Кроме того, по итогам I полугодия 2018 г. компания показала сильные финансовые результаты, позволяющие рассчитывать на хорошие дивиденды по итогам года.

Газовая отрасль: «Северный поток – 2» строится, а загадка «Турецкого потока», возможно, раскрыта

В январе – ноябре 2018 г. добыча природного газа в России выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., составив 658,11 млрд м3. В ноябре добыча газа выросла на 2,7% в годовом исчислении, до 62,67 млрд м3, сократившись на 1,5% по сравнению с октябрем.

Трамп отказался вводить санкции против газопровода «Северный поток – 2» и иностранных партнеров «Газпрома», передав критику проекта подчиненным. Они еще в октябре бросились выполнять поручение, но к ноябрю как-то сникли.

Лишь некоторые продолжали выполнять задание, но уже в соцсетях.

Министр энергетики США Рик Перри в ноябре сделал пару записей в Twitter о том, что США «по-прежнему выступают против «Северного потока – 2». Там же в Twitter пообещал Киеву и прочим «союзникам» поддержку, но только не финансовую, а «огромными запасами доступной энергии».

Нетрудно догадаться, что США пытаются пролезть на европейский газовый рынок. Но пока у американских чиновников получается лишь экспортировать амбиции администрации Трампа. Так, посол США в Евросоюзе Гордон Сонденленд заявил, что у США есть «много инструментов», чтобы затормозить строительство «Северного потока – 2».

В открытую дискуссию с Перри вступил министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер. На конференции по вопросам энергетического сотрудничества между Германией и Россией он заявил, что Германия считает правильной и необходимой реализацию проекта «Северный поток – 2», отметив, что нужно больше учитывать интересы Украины как транзитной страны. А глава «Газпрома» Алексей Миллер в интервью российским СМИ заявил в ответ на угрозы, раздающиеся из-за океана в адрес «Северного потока – 2»: «Вы же видите: 200 километров уже построили. И остальное достроим».

Единственное, что способно увеличить сроки строительства газопровода, – отказ Дании в проходе газопровода через территориальные воды. Но у «Газпрома» и его партнеров есть альтернативный маршрут, и угрозы США, скорее всего, рассчитаны на то, чтобы на словах выразить поддержку Киеву и правительствам стран Балтии, протолкнув в Европу свой СПГ.

Россия тем временем реализует свои международные газовые проекты. 19 ноября в Стамбуле прошла церемония завершения строительства морского участка газопровода «Турецкий поток». Президент России Владимир Путин рассказал, что с введением в эксплуатацию «Турецкого потока» Турция станет крупным газовым хабом Европы. По первой из двух ниток, как рассказал Путин, газ будет поступать на запад Турции, а по второй может пойти на юг и юго-восток Европы.

Вскоре в ряде стран Южной Европы были опубликованы отчеты операторов местных газопроводных сетей, позволяющие сделать выводы о будущем маршруте второй нитки.

Так, с 2020 г. начнутся поставки российского газа в Болгарию и Сербию по «Турецкому потоку», с 2021 г. – в Венгрию, а со второй половины 2022 г. – в Словакию.

В «Газпроме» пока не раскрывают точный маршрут, но эти предположения уже говорят о том, что власти этих стран находятся в стадии переговоров с Россией по поставкам газа. И главы Венгрии, Болгарии и особенно Сербии выражали надежду, что станут транзитными странами для транспортировки газа.

Акции российских газовых корпораций, в отличие от нефтяных «голубых фишек», показали отличный рост. Акции «Газпрома» полностью отыграли октябрьский обвал и выросли на 5%. Акции НОВАТЭКа выросли на 4,2%.

Наталья Мильчакова,

заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари»

#Северный поток #Турецкий поток #Газпром #Россия #Иран #США #Аналитика
Подпишитесь