Posted 3 декабря 2018,, 07:00

Published 3 декабря 2018,, 07:00

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

За 10 месяцев добыча в ХМАО выросла на полмиллиона тонн

3 декабря 2018, 07:00
Рост добычи в Югре связан в первую очередь с прошлогодним 17%-ным увеличением объемов эксплуатационного бурения
Сюжет
ХМАО

За 10 месяцев 2018 г. в ХМАО было добыто примерно на 0,5 млн тонн нефти больше, чем за тот же период 2017 г. Это признак стабилизации добычи в регионе, которая за последние 9 лет снизилась здесь на 40 млн тонн, или 15%. Такие цифры привел директор департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры Сергей Филатов в ходе Российского нефтегазового форума «Разведка и добыча», состоявшегося в Москве 29 ноября.

Нынешний рост добычи в Югре связан в первую очередь с прошлогодним 17%-ным увеличением объемов эксплуатационного бурения. При этом объемы геологоразведки за последние 16 лет упали здесь почти на 70%.

«Если раньше мы бурили более 1 млн метров в год, то сейчас бурим по 300 тыс., в этом году ожидаем 400 тыс.», – сказал Филатов, подчеркнув, что государство не должно устраняться от финансирования ГРР, в первую очередь их поискового этапа.

По словам чиновника, выработанность действующих месторождений в ХМАО составляет 61%, текущая обводненность – почти 90%. При этом эффективная ставка НДПИ – 92% – самая высокая среди всех регионов страны. Доля льготируемой добычи в регионе составляет всего 26% по сравнению со средним для России уровнем 56%.

Дальнейшее освоение углеводородного потенциала Югры должно идти как по экстенсивному, так и по интенсивному пути, подчеркнул Сергей Филатов в интервью «НиК». Первый путь предполагает расширение географии и учащение сетки эксплуатационного бурения, второй связан с применением методов увеличения нефтеотдачи (МУН).

«Количество проводимых в Югре операций МУН становится больше при относительно той же эффективности», – сказал чиновник. Он отметил, что у специалистов до сих пор нет единого мнения о том, какие именно технологии следует относить к МУН: является ли, например, таким методом гидроразрыв.

«На наш взгляд, для трудноизвлекаемых запасов, таких как бажен, гидроразрыв является методом увеличения нефтеотдачи, а для классических коллекторов это скорее метод интенсификации притока», – полагает Филатов.

По его словам, необходимо стимулировать в первую очередь развитие таких инновационных добычных технологий, которые приводят к росту начальных извлекаемых запасов на балансе. Особое значение имеют широкомасштабные технологии, которые могут быть тиражированы на всю отрасль. Это, в частности, реализуемый РИТЭКом проект по термогазовому воздействию, метод АСП-заводнения компании «Салым Петролеум Девелопмент», а также проект «Газпром нефти» по поиску технологий освоения баженовской и абалакской свит. Поддерживать подобные проекты тем более важно, что в ряде случаев перенять зарубежный опыт невозможно, поскольку, например, «американские сланцы и наш бажен – это разные вещи», отметил чиновник.

"