Вероятность роста цен на бензин крайне велика с учетом неизменности планов государства по увеличению налогового бремени на российский нефтегаз, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Об этом эксперт ТЭК заявил в рамках круглого стола в пресс-центре МКР-Медиа в Омске.
Со следующего года акциз на топливо вырастет почти на треть: с 8,5 тыс. руб. до 12,3 тыс. рублей за тонну. Только за счет роста акциза на бензин цена может подняться на 3-4 рубля уже в декабре этого года. Также повлияет на цену топлива рост НДС и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с начала года.
«Если произойдет увеличение налогообложения в тех рамках, в которых собирались его проводить, то есть все предпосылки к тому, чтобы цены начали расти еще в декабре, — цитирует Фролова ИА «Город55». — В ожидании того, что в январе может вырасти себестоимость, в декабре может начаться усиленный, ажиотажный спрос на нефтепродукты. Люди начнут делать запасы. Мы забьем нефтебазы, емкости, канистры. Это приведет к тому, что на бирже объем спроса существенно превысит предложение. И цены повысятся. На мой взгляд, это вполне вероятный сценарий. Я базируюсь на том, что уже происходило на рынке. Декабрь для спекулянтов будет месяцем «чёса».
Следующий год будет непростым и для нефтеперерабатывающей отрасли. С 1 января в РФ поднимается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
«С НДПИ здесь вопрос. Потому что цена нефти колеблется и не обязательно приведет к повышению НДПИ в годовом выражении. Средняя цена будет ниже и, соответственно, НДПИ ниже. Но не факт. Мы можем на это надеяться, но не можем на это рассчитывать», — пояснил Фролов. Так, при текущих ценах на нефть среднегодовой НДПИ точно будет выше, добавил эксперт.
Что касается акциза, его придется платить в том размере, который установит власть. Правительство РФ обещает вернуть деньги НПЗ в форме обратного акциза для стимулирования выпуска высокооктанового бензина и в зависимости от географического положения производства. Однако механизм возврата только разрабатывается.
Впрочем, когда механизм обратного акциза заработает, Омский НПЗ, один из лидеров российской нефтепереработки, к примеру, может рассчитывать на очень хороший возврат. Вероятно, это даже приведет к повышению конкурентоспособности ОНПЗ, считает эксперт.
Тем не менее, вероятность роста цен при неизменности планов по увеличению налогового бремени на нефтегазовую отрасль крайне велика, заметил Фролов. Если правительство не начнет принимать меры, то через 3-4 недели к независимым игрокам рынка, повысившим цены, присоединятся и крупные ВИНКи.