Posted 21 ноября 2018, 12:26
Published 21 ноября 2018, 12:26
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
За последние десятилетия система государственного регулирования тарифов на электроэнергию претерпела существенные изменения. В частности, сформирована торговая система оптового рынка электроэнергии, осуществлен переход на конкурентные принципы. Однако система ценообразования на электроэнергию в стране, сложившаяся в ходе реформы электроэнергетики, весьма сложна и далека от прозрачности.
«Эффективной, удовлетворяющей потребителя и нужды отрасли ее назвать нельзя. Главной проблемой является перекрестное субсидирование, искажающее экономику отрасли, делающее непрозрачной структуру формирования цены на электроэнергию.
Оно тормозит переход энергетики к конкурентной модели развития, снижает ее эффективность и инвестиционную привлекательность», – заявил Павел Завальный, председатель Комитета Госдумы по энергетике, в ходе круглого стола на тему «Государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и его влияние на развитие энергетики и экономики страны в целом».
Тем не менее Павел Сниккарс, руководитель профильного департамента Минэнерго РФ, заметил, что перекрестное субсидирование на сегодня является одной из необходимых мер экономической политики государства. При этом определение предельно допустимого уровня перекрестки на оптовом и розничных рынках электроэнергии и в сетевом комплексе, прекращение роста ее объемов действительно важны.
Среди решений, которые Минэнерго считает необходимыми, Сниккарс назвал распространение перекрестного субсидирования на крупных потребителей, перешедших в сети ФСК, поскольку их уход в эти сети увеличивает нагрузку на остающихся в распределительных сетях средних и мелких потребителей, что несправедливо. Не менее важным в министерстве считают изменение подходов к техническому присоединению к сетям и переход на оплаченное резервирование мощности.
В Минэнерго РФ разработан проект постановления правительства, в соответствии с которым предусмотрен постепенный (к 2024 г.) переход потребителей на оплату услуг по передаче электроэнергии исходя из 100% величины максимальной мощности.
Тем самым предлагается отказаться от оплаты услуг за фактически потребленную мощность.
Кроме того, проект предполагает обременение производителей электроэнергии дополнительными обязательствами по оплате резервируемой сетевой мощности. Это должно снять существующую проблему, когда при росте присоединения потребление электроэнергии и мощности не растет, а содержание избыточных мощностей создает дополнительную нагрузку на отрасль.
В свою очередь Дмитрий Васильев, начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС, подчеркнул, что изменения назрели во всех секторах электроэнергетики. Значимым ФАС считает переход на эталонное ценообразование в сетевом комплексе. При этом эталоны для регулирования ресурсоснабжающих компаний применяют многие зарубежные регуляторы.
Предложения ФАС о постепенном переходе к эталонному принципу регулирования тарифов для всех организаций инфраструктурного сектора принципиально одобрены правительством РФ.
Соответствующий нормативный акт должен появиться на официальном портале для обсуждения с экспертным сообществом и органами власти.
Васильев также коснулся перспектив проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», разработанного ФАС. Работа над ним ведется уже почти два года. Изначально концепция предусматривала полное замещение действующей системы отраслевого регулирования на новую нормативную основу, единую для всех отраслей и детализированную непосредственно в самом законе. Однако такой подход вызвал массу возражений.
По итогам рассмотрения ситуации на совещании в правительстве РФ в октябре 2018 г. принято решение о придании законопроекту «рамочного» характера с сохранением существующей правовой системы отраслевого регулирования тарифов на уровне правительственных и ведомственных актов.
Дмитрий Вахруков, руководитель департамента Минэкономразвития РФ, обратил внимание на то, что издержки экономики, связанные с электроэнергетикой, растут выше ВВП. При этом все решения, связанные с отраслью, сегодня направлены или на увеличение, или на перераспределение этих издержек.
«Этот подход в корне неверен, и необходимо снижение издержек в электроэнергетике за счет повышения эффективности работы отрасли. Источником повышения эффективности может стать снижение операционных и инвестиционных затрат», – сказал Вахруков.
В части операционных затрат Минэкономразвития поддерживает позицию ФАС по переходу к эталонному принципу регулирования тарифов.
В части снижения инвестиционных затрат ведомство уже в ближайшее время выйдет с инициативой о новом подходе к формированию инвестиционных программ монополий, в числе которых находится и ПАО «Россети». Одним из ключевых критериев включения проектов в программы должна стать коммерческая эффективность инвестиций. Сегодня такого требования к программам нет.
В ассоциации «НП «Совет рынка» считают, что ключевой задачей в сфере ценообразования в отрасли является развитие конкуренции на розничном рынке. Сегодня она практически отсутствует, причина – экономические и технологические барьеры.
«Главным экономическим барьером является перекрестное субсидирование, и его снижение невозможно без выработки единого подхода к проблеме, которого сегодня на уровне органов власти нет. В части снятия технологических барьеров большую роль могут сыграть цифровые технологии, в том числе переход к интеллектуальной системе учета энергопотребления»,
– отметил Сергей Лебедев, заместитель председателя правления ассоциации «НП «Совет рынка».
Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, отметил вопрос продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа.
По его мнению, делать это нельзя, поскольку практика реализации решения показала, что 60% субсидий достаются крупному бизнесу, а не бюджетным организациям, малому и среднему бизнесу, инвестиционным проектам. Необходима как минимум существенная корректировка механизма.
Член Комитета по энергетике Иван Медведев высказался против продления субсидирования тарифов для Дальневосточного федерального округа в его нынешнем виде. По его информации, фактически из 24 млрд руб. субсидий на заявленные законом цели пошли максимум 3 млрд руб.
«Нужно искать другие способы поддержки вышеуказанных территорий, не за счет потребителей ценовых зон.
Неправильно также и предлагаемое введение социальной нормы потребления электроэнергии для населения в объеме 300 кВт⋅ч в месяц по регулируемым ценам. Такой «паек» лишь вызовет социальную напряженность, но никак не поможет снижению перекрестного субсидирования, поскольку доля населения в ней не так уж велика»,
– сказал Медведев.
Борис Гладких, член Комитета по энергетике, представляющий Дальний Восток, подчеркнул, что регион нуждается в поддержке, в том числе и при помощи субсидирования тарифов на электроэнергию. Однако при продлении соответствующего закона действительно нужна корректировка механизма – например, в пользу адресного субсидирования тарифов в ДФО для прямых инвесторов, развивающих производство в реальном секторе экономики, с диверсификацией источников таких субсидий.
Между тем представители сетевого комплекса выразили опасения, что переход к эталонному тарифообразованию приведет не к снижению, а к росту перекрестного субсидирования.
Отраслевые эксперты также обозначили существенные замечания по каждому из предлагаемых сегодня законопроектов и нормативных актов, направленных на изменение тарифообразования в электроэнергетике. Кроме того, представители отрасли подняли вопрос прозрачности тарифообразования, которое должно учитывать влияние тарифов не только на различные отрасли экономики, но и на регионы.
Сергей Есяков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике, отметил, что ценообразование в отрасли должно строиться на трех основных принципах: цены и тарифы должны быть экономически обоснованными, инвестиционно привлекательными и долгосрочными.
«Существующая сегодня система не удовлетворяет по большому счету ни одному из этих критериев. Уровень конкуренции в генерирующем секторе снижается, ценовые сигналы во всех секторах существенно искажены. Все обсуждаемые и ожидаемые нормативные нововведения означают существенное изменение подходов к тарифообразованию, так что об их долгосрочности пока говорить не приходится», – заключил Есяков.
Мария Ромашкина