Время вспять не повернёшь, гласит поговорка. Возможно, она и имеет смысл во всех отраслях бытия, но явно не касается ситуации, сложившееся на розничном рынке нефтепродуктов.
«НиК» уже неоднократно писал о том, что российские ВИНКи, которых принято считать монополистами, оказались в несколько пикантном положении.
Все, что они делают в соответствии с законом и договорённостями с властями, оборачивается против них.
Например, ВИНКИ идут навстречу правительству и фиксируют отпускные цены. Казалось бы, все должны радоваться. Но не тут-то было. Никто «ура» не кричит и чепчики в воздух не бросает. И вовсе не потому, что на дворе середина ноября и чепчик носить несколько не по сезону.
Но к делу.
Понадобилось мне вчера съездить по делу в Тверскую область, если точнее – в Кесовогорский район. Это 250 километров «туда» и столько же «обратно». Само собой, на одном баке по нашим не всегда прекрасным дорогам плюс пробки – не обернёшься. Надо заправляться. А поскольку бензин в наши дни недёшев, приходится внимательно рассматривать стелы перед заправками.
И что же выясняется? Чем более невнятная бензоколонка, чем более красивое у неё название, тем выше цена в сравнении с привычными, теми, что на АЗС ВИНКов.
Простите, может возникнуть вопрос, а как же договорённости с правительством, заключённые благодаря вмешательству вице-премьера Дмитрия Козака? Те, о которых только самый ленивый журналист ещё не написал?
Ответ будет до смешного прост и односложен – а никак.
Все дело в том, что те самые независимые АЗС (как сети, как и одиночные) как раз никаких обязательств на себя не принимали. Следовательно, и выполнять никакие договорённости не обязаны.
А раз так, то и никто им не мешает «ковать деньги, не отходя от кассы», как говорил один из персонажей незабвенной «Бриллиантовой руки».
Между тем, все далеко не так смешно, как хотелось бы.
ВИНКи все чаще начинают задавать вопрос – а почему мы должны обеспечивать дополнительную прибыль компаниям, которые с нами не аффилированы и более того, являются конкурентами? Тем более, что все ВИНКи как следует вложились в модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (кстати, тоже по просьбам правительства).
В распоряжение «НиК» попал любопытный документ, который, хорошо показывает настроения ВИНКов. Речь идёт о письме президента Группы ННК Эдуарда Худайнатова главе ФАС Игорю Артемьеву.
Худайнатов напоминает, что только в Хабаровский НПЗ (один из двух существующих на Дальнем Востоке) группа вложила свыше $3 млрд. Это позволило снизить уровень дефицита топлива, который исторически существует на Дальнем Востоке. От себя добавим, что все топливо с ХНПЗ идёт на внутренний рынок, что означает полное отсутствие возможности возврата валютных инвестиций, потраченных на модернизацию завода, а также напомним, что цены на заправках ННК не поднимает уже более полугода.
Роль группы в сдерживании цен признает и руководство Приморского края во главе с временно исполняющим обязанности губернатора Олега Кожемяко. Но, увы, Приморский край одинок в своих стремлениях строить рыночные отношения по-честному.
Как неоднократно обращали внимание СМИ, на Дальнем Востоке бушует ценовая вольница, при которой разница в ценах между заправками ВИНКов и независимыми колонками может достигать 10-12 (прописью – десять-двенадцать) рублей.
При этом сами «независимые» все валят на те самые ВИНКи (в данном случае – ННК), которые дескать, завышают отпускные цены. Поэтому неудивительного, что в письме ННК в ФАС содержится просьба проанализировать их ценовую политику.
На днях у меня был интересный разговор с достаточно высокопоставленной фигурой одного из ВИНКов. Собеседник мой прямо говорил о том, что в текущих рыночных условиях (заметим, в идеальных, когда все – и ВИНКи, и независимые АЗС – выполняют договорённости, зафиксированные в ходе известного совещания у Козака) возможность независимых АЗС получать сверхприбыль за счёт маржи между оптом и розницей резко снижается.
На сегодня публично озвучить свое отношение к ситуации позволили только Худайнатов и Сечин. Игоря Ивановича мы не обсуждаем. Но возникает разумный вопрос – почему молчат другие ВИНК? Неужели только ННК заинтересована в реорганизации внутреннего рынка, направленной на сближение с рыночной экономикой передовых стран мира, уход от офшоров и «схематозов», простите мой жаргон. Тоже тема для рассуждения…
Само собой, части сетей и одиночных колонок придётся уйти с рынка, а терять столь лакомый кусок просто невыносимо.
Отсюда и крики о том, что, мол, «люди добрые, грабят и раздевают»! Жертв у нас, как известно, любят. Поэтому для закрепления образа страдальцев в различные инстанции пишутся жалобы, запросы и просьбы. Иногда даже «от имени всех владельцев независимых автозаправочных станций России»(с). Удивительное сочетание – бизнес строят, как в 90-е, а хайп поднимают по всем современным трендам. На машине времени перемещаются в зависимости от ситуации, не иначе.
К слову, про автозаправочные станции. В настоящее время на долю АЗС ВИНКов (собственных и джоберских) приходится до 75% рынка моторного топлива. Это – прозрачный и понятный сегмент, с которого платятся налоги и осуществляются социальные проекты.
Оставшиеся 25-30% рынка, к сожалению, контролируются гораздо хуже. Например, все тем же ФАСом, который пристально следит только за ВИНКами.
Насчет социальных обязательств. Та же ННК (себе в убыток, что почти неприлично в наши «девяностые» годы на дальневосточном розничном топливом рынке) взяла «под крыло» несколько АЗС в Приморском крае, гарантировав населению доступность топлива и стабильные цены: раньше эти колонки, расположенные в отдалении от оживлённых трасс, но явно востребованные, обслуживал независимый оператор, независимость которого не позволяла думать о том, к чему приведёт закрытие этих АЗС.
Кстати, куда более жёстко, чем ННК, выразился глава «Роснефти» Игорь Сечин, напомнивший, что в мировой практике «независимые сети существуют только при нефтепереработке». В России же независимые сети хотят не вкладываться в развитие отрасли, а по старинке просто зарабатывать на перепродаже топлива.
Как там в старой сказке про Тита, который не хотел молотить? «А где моя большая ложка»? Не правда ли, похоже на нашу российскую реальность?
Михаил Зимин