Газификация должна быть экономически оправдана

9 ноября 2018, 14:31
В действующих на внутреннем рынке условиях ценообразования на газ и его доставку до потребителя газификация подчас нерентабельна и неинтересна

Газификация регионов России – важнейшая экономическая и социальная задача, необходимая стране и самой газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Но она должна быть экономически оправданной: в действующих на внутреннем рынке условиях ценообразования на газ и его доставку до потребителя газификация подчас нерентабельна и неинтересна. Об этом заявил Павел Завальный, председатель комитета по энергетике Госдумы РФ в ходе круглого стола «Законодательное обеспечение газификации и развития региональных рынков газа. Вопросы технологической и коммерческой доступности газа», прошедшего в Тюмени.

«Особенно важно скорейшее принятие решений по либерализации рынка газа, переходу на новую систему ценообразования в отрасли.

Необходимо развитие межтопливной конкуренции, прежде всего газа с углем, развитие конкуренции в розничной торговле газом, развитие альтернативных методов газификации с использованием СПГ и СУГ там, где это экономически оправдано, привлечение независимых производителей газа к газификации, в связи с чем остро стоит вопрос повышения инвестиционной привлекательности газификации», – сказал Завальный.

Депутат отметил, что принятие государственных решений в части либерализации внутреннего рынка газа становится особенно важным в связи с созданием общего рынка газа ЕАЭС в 2025 г.

Александр Моор, губернатор Тюменской области, поделился опытом региона, где несколько лет реализуется пилотный проект эффективной газификации с использованием механизмов ГЧП. Строительство газопроводов ведется не за счет средств области, а за счет специальной надбавки к тарифу за транспортировку газа с предоставлением налоговых льгот соответствующим организациям. Эта модель позволила в 2014-2017 гг. построить порядка 900 км газопроводов, газифицировать 110 населенных пунктов и 15,5 тыс. домовладений.

В свою очередь Владимир Якушев, министр строительства и ЖКХ РФ, оценил возможность применения тюменской модели в масштабах страны. На данный момент она может быть запущена максимум в 18 субъектах РФ с учетом уровня бюджетной обеспеченности, доходов регионов и уровня управленческой компетентности на местах.

«Большое внимание министерство ЖКХ уделяет вопросам технического регулирования строительства, в том числе газоснабжающей инфраструктуры.

В этой сфере многие нормы противоречат друг другу, нужна корректировка федерального законодательства. Соответствующий законопроект проходит согласования в федеральных органах исполнительной власти, но это долгий и сложный процесс»,

– добавил Якушев.

Говоря о Национальном плане по развитию конкуренции в части развития рыночных отношений в сфере газоснабжения, Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС, сообщил, что документ и принятые в его развитие нормативные акты включают в себя несколько блоков, в том числе обеспечение недискриминационного доступа к системе транспорта и подземного хранения газа, услугам по его транспортировке, разработку единого тарифа на транспортировку газа для компаний ПАО «Газпром» и независимых производителей газа, развитие организованных торгов газом, включая инструменты биржевой торговли.

В частности, речь шла о развитии адекватных биржевых индикаторов стоимости газа, которое требует увеличения объема торгов газом на бирже до 35 млрд кубометров газа в год. По мнению ФАС, этого будет сложно добиться без отмены существующего принципа паритета объема продаваемого газа между «Газпромом» и независимыми производителями газа. У последних на сегодня нет свободных объемов добываемого газа для увеличения продажи его на бирже, в то время как профицит добычных мощностей «Газпрома» превышает 150 млрд кубометров и для него наращивание объема биржевых торгов в случае необходимости не представляет проблемы.

«Реализация Национального плана по развитию конкуренции в части газоснабжения потребует корректировки федерального законодательства и четкой координации усилий законодательной и исполнительной власти», – подчеркнул заместитель руководителя ФАС.

По данным Алексея Рыбникова, президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, за 9 месяцев 2018 г. на бирже реализовано 12,3 млрд кубометров природного газа, а с начала торгов в октябре 2014 г. – более 57,5 млрд куб.м. Биржа обеспечивает прозрачные и равные условия доступа к торгам, что позволяет формировать индикативные цены на газ.

Президент СПбМТСБ поддержал позицию ФАС в части значимости увеличения объема торгов для развития внутреннего рынка газа, рассказав о дальнейших задачах по развитию биржевых механизмов: переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов, реализация проекта коммерческой балансировки газа, запуск торгов месячными контрактами на год вперед.

Николай Исаков, заместитель генерального директора по работе с органами власти и регионами ООО «Газпром межрегионгаз», затронул тему повышения платежной дисциплины – объем долгов потребителей за газ достиг 125,2 млрд руб.

«Федеральный закон 307-ФЗ, принятый в целях укрепления платежной дисциплины за газ, пока показывает эффективность лишь частично, лучше всего сработало введение пеней, а вот механизм банковских гарантий практически не работает. Эффективным также оказалось введение уголовной ответственности за ряд правонарушений, связанных с самовольным подключением к газопроводам и нанесением ущерба газотранспортной инфраструктуре», – сказал Исаков.

Участники круглого стола обсудили вопросы безопасности в сфере газоснабжения, в том числе в части обеспечения информационной безопасности, а также тему создания интеллектуальной системы учета газопотребления по аналогии с системой, создаваемой в электроэнергетике.

Мария Ромашкина

#Газпром #Газификация #Аналитика #Газовый рынок
Подпишитесь