Новое соглашение ОПЕК, которое может быть подписано в Вене 7 декабря, не будет иметь срока действия и в нем не будет указан целевой уровень добычи нефти. Об этом ранее сообщил министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех.
Эксперты признают, что в целом этот шаг закономерный. Идея сделать соглашение в рамках ОПЕК+ на постоянной основе витала в воздухе продолжительное время, фактически сразу после того, как участники картеля поняли, что ограничительными мерами могут регулировать рыночные цены на нефть.
Роман Блинов, руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра», отмечает, что, принимая это решение, вероятно, в ОПЕК прислушались к высказываниям со стороны различных международных институтов в лице Всемирного Банка и сопоставимых с ним организаций. В последнее время они все чаще ведут разговоры о том, что высокие цены на нефть начинают создавать излишнее инфляционное давление на мировую экономику, тем более в условиях ведущихся внешнеторговых войн и геополитической напряженности.
«Новый формат соглашения – вопрос абсолютно политический, который позволит укрепить позиции России на внешней арене. Кроме того, этот шаг снизит спекулятивность рынка, которая основывается на спросе и предложении, на зависимости от уровня добываемой нефти в мире, сократит зависимость бюджетов стран-экспортеров от колебаний стоимости барреля в мире»,
– полагает Мария Сальникова, ведущий аналитик ООО «Эксперт плюс».
Блинов считает, что данное решение не внесет принципиальных изменений в процессы взаимодействия стран в рамках картеля и, соответственно, общий контекст работы ОПЕК, скорее всего, не претерпит явных изменений. Но на рынок решение может оказать «медвежье давление».
«Наверное, не все помнят, но всегда существовали определенные квоты на поставки сырья на товарно-сырьевой рынок. Однако в большинстве случаев в современной истории они не соблюдались строго всеми участниками картеля. В рамках нового соглашения рынок поставок сырья будет, вероятно, жить в тех условиях, в которых он существовал до 2015-2018 гг.»,
– полагает Блинов.
По мнению Сальниковой, в новых условиях нефтетрейдерам и спекулянтам будет сложнее ориентироваться в своих краткосрочных прогнозах по стоимости барреля с оглядкой на статистику. Это значит, что лишняя волатильность с рынка уйдет.
Говоря о возможности сохранения принципов и методик принятия решений, Блинов отмечает, что в этом отношении у картеля есть достаточное количество протоколов и выработанных механизмов. Это подтверждается историческим существованием самого картеля, по существу, уже не первый десяток лет.
Сальникова убеждена в том, что координация останется прежней и эффективность взаимодействия стран не будет давать сбои.
«Пока что поступило предложение оставить неизменным принцип принятия решений, как и в ОПЕК: одна страна – один голос. Другой вопрос, что у России есть шанс взять на себя руководящую роль из-за доли добываемой нефти, то есть сюрпризы и перемены возможны и касаться они будут личных экспортных интересов страны. Стоит ли нам ждать новых политических конфликтов на почве подобного решения? Думаю, что да. Основная угроза, как всегда, будет исходить со стороны США как страны, которая активно вводила санкции против России и будет недовольна сильной позицией РФ на рынке энергоресурсов», – полагает Сальникова.
С учетом того, что Россия не является членом ОПЕК и всегда выступала только в качестве независимого производителя и игрока нефтегазового рынка, Блинов предлагает не спешить с переоценкой роли России в судьбе ОПЕК.
«Важно понимать, о каких основных условиях будет идти речь на встрече в декабре и какое именно решение будет принято от лица картеля и независимых производителей. Я не стремлюсь бежать впереди паровоза, но в данном случае могу предположить, что первой ключевой задачей России будет следовать этим принятым решениям.
Россия не член ОПЕК, и это в определенной степени ей на руку, особенно с точки зрения уровня поставок сырья на мировой товарно-сырьевой рынок»,
– говорит Блинов.
По мнению Александра Егорова, валютного стратега ГК TeleTrade, руководящая роль России в секретариате нового альянса неоспорима и с точки зрения объемов добычи, и с точки зрения общего влияния на нефтяной рынок. При этом было отмечено, что Россия не должна чересчур много внимания уделять процедуре голосования и другим формальностям, а должна сконцентрироваться больше на слаженности работы и задачах.
«Как только получаешь доверие других стран, понимаешь их цели и служишь их целям своими действиями, формальное голосование перестает быть релевантным.
Большинство решений принимаются консенсусом очень быстро. Эта концепция, скорее всего, и определит стратегию управления и ключевые задачи России в новом качестве», – полагает Егоров.
Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum, дополняет, что по новому соглашению решения относительно параметров добычи будут приниматься исходя из конкретной ситуации.
«Но вопрос остается в том, насколько будет продуман механизм оценки и ввода ограничений в случае необходимости. Пока этот механизм не представлен общественности, оценить его не представляется возможным. Вероятно, подробности будут известны лишь после заседания группы ОПЕК+ 7 декабря»,
– заключил эксперт.
Мария Ромашкина