Почти за полтора десятилетия под руководством губернатора Александра Жилкина, досрочно сложившего полномочия 26 сентября 2018 года, Астраханская область стала крупнейшим центром добычи углеводородов на юге России. Но многомиллиардные вложения ЛУКОЙЛа и «Газпрома» вкупе с амбициями «каспийской столицы» России пока не вывели область в число регионов-лидеров по уровню социально-экономического развития. В значительной степени регион стал заложником налогового маневра в нефтегазовой отрасли, из-за которого его бюджет лишился значительной часть доходов. Однако упущенных возможностей для диверсификации экономики также было немало.
Об итогах работы Александра Жилкина, возглавлявшего Астраханскую область с конца 2004 г., можно судить по ряду противоречивых показателей.
Главные достижения в экономике региона были сосредоточены в нефтегазовой сфере.
С началом эксплуатации ЛУКОЙЛом шельфовых месторождений на Каспии в 2010 г. вплоть до конца 2017 г. накопленный объем добычи нефти составил около 14 млн тонн, и это только начало. Благодаря запуску ЛУКОЙЛом нового крупного месторождения имени Владимира Филановского в 2016 г. прирост добычи нефти и газа ускорился, Астраханская область закончила 2017 г. с первым по России показателем индекса промышленного производства – 137,2%. Планы на 2018 г. составляли плюс 14% по добыче нефти и плюс 4% по газу.
Разработка шельфовой нефти и еще один крупный долгоиграющий проект – модернизация Астраханского ГПЗ «Газпрома» – обеспечили регулярный приток крупных инвестиций в региональную экономику.
Инвестиции в нефтегазовую отрасль области в 2017 г. выросли на 25%, до 90 млрд руб. Всего же по итогам 2017 г. объем инвестиций достиг 144 млрд руб., темпы прироста инвестиций превысили на 14% средние по России.
«Это более 34% в валовом региональном продукте, притом что президент России Владимир Путин ставил задачу довести долю инвестиций до 27% от ВВП», – заявил в июле Жилкин.
Крупнейшим инвесторам эти вложения уже принесли серьезный рост доходов: выручка астраханской «дочки» ЛУКОЙЛа за последние 7 лет выросла в 15 раз, а у компании «Газпром добычи Астрахань» она увеличилась более чем вдвое.
Но основная масса населения Астраханской области инвестиции пока не слишком ощущает – по уровню жизни Астраханская область далеко не сопоставима с такими нефтегазовыми регионами России, как Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область или Татарстан. В исследовании качества жизни в субъектах Федерации агентства РИА «Рейтинг» по итогам 2017 г. она заняла лишь 52-е место, а в аналогичном исследовании социально-экономического положения регионов оказалась на 59-й строчке.
Несмотря на гигантские вложения нефтяников и газовиков, не слишком высоко аналитики оценивают и уровень инвестиционной привлекательности региона. В Национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах РФ, ежегодно презентуемом Агентством стратегических инициатив, область ни разу не входила в топ-20 лидеров. Агентство RAEX («Эксперт РА») в конце 2017 г. поставило ее на 63-е место в России по уровню инвестиционных рисков, а по уровню инвестиционного потенциала – на 60-е.
О серьезных диспропорциях в развитии региона говорит и резкое отличие в уровне жизни между областным центром и другими населенными пунктами; признаки социального неблагополучия заметны сразу же за пределами исторического центра Астрахани.
Празднование 450-летия Астрахани, состоявшееся десять лет назад, в сентябре 2008 г., дало возможность привлечь в городскую инфраструктуру серьезные инвестиции – более 110 млрд руб. Такие вливания позволили за короткий срок навести глянец в центре города, сделав его привлекательным для туризма (в том числе за счет набережной, построенной на средства «Газпрома»). Неформальный статус «каспийской столицы» поддерживался большим количеством международных мероприятий с участием первых лиц соседних государств, таких как IV Каспийский саммит в сентябре 2014 г.
«Астрахань за последнее время преобразилась просто, вы знаете, любо-дорого посмотреть. Когда я первый раз приехал, сразу мысль в голову пришла: надо здесь кардинально менять ситуацию. Этот город находился в таком депрессивном состоянии, что просто без слез смотреть было невозможно. Сейчас, конечно, совершенно по-другому смотрится. Экономика поменялась, доходов стало больше. Федеральный центр помогает, но и губернатор у вас достаточно активный человек и эффективно работает», – отмечал президент Владимир Путин в 2016 г.
За этим фасадом скрывается малоприглядная реальность. Еще в 2014 г. Общероссийский народный фронт (ОНФ) констатировал, что Астраханская область – один из самых неблагополучных регионов по состоянию жилищного фонда.
«Хотя тема ветхого жилья остается острой для всей страны, регион можно без преувеличения назвать болевой точкой, требующей особого подхода», – отмечал депутат Госдумы Александр Васильев. Согласно данным исследования РИА «Рейтинг», на конец 2017 г. к данной категории относилось около 2 млн м2 жилья из общего жилого фонда в 22 млн м2, Астраханская область по доле ветхого и аварийного жилья в жилом фонде находилась на 60-м месте в стране (на первых местах с минимальной долей – Москва, Петербург, Краснодарский край). По доле коммунальных сетей, нуждающихся в замене, Астраханская область оказалась на 83-м месте в стране, по обеспеченности местами в детсадах – на 61-м, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума – на 56-м и т. д.
«В первые годы губернаторства Жилкина в Астраханской области собиралось налогов примерно на 8 млрд руб. – смешная сумма для такого региона. Ставилась задача довести собираемость налогов до 100 млрд руб., которая постепенно решалась. Если вспомнить, в каком состоянии регион находился 15 лет назад, то положительные результаты несомненны, особенно если сравнивать Астраханскую область не с тем же Татарстаном, а с регионами, сопоставимыми по численности населения и бюджету», – говорит руководитель сообщества #АстраханьЖиви, в недавнем прошлом советник губернатора области Александр Алымов.
Серьезным ударом по областной казне стал налоговый маневр в нефтегазовой отрасли.
В конце 2015 г. Жилкин приводил такие суммы выпадающих доходов регионального бюджета: ЛУКОЙЛ получил льготы по налогу на имущество на 4 млрд руб., плюс еще 1 млрд руб. налога на прибыль, ушедшего в федеральный бюджет; «Газпром» в 2015 г. планировал выплатить более 3 млрд руб. налога на прибыль, а фактически дал 1,3 млрд руб. и 900 млн руб. заявил на возврат.
«По нашим оценкам, область в 2015-2016 гг. потеряла около 10 млрд руб. – треть бюджета. Основную долю доходов давало развитие нефтегазовых проектов, особенно на шельфе. Налоговый маневр, увеличение ставки НДПИ сразу же снизили налог на прибыль и «Газпрома», и ЛУКОЙЛа. ЛУКОЙЛ стремится к нулю по налогу на прибыль, а плата «Газпрома» уже находится на нулевых показателях», – признался Александр Жилкин в октябре 2016 г., вскоре после выборов в Госдуму, главной темой которых в Астраханской области стало возвращение доходов в регион.
«Доходило до смешного: кандидаты от разных партий вешали баннеры с одним и тем же слоганом – «Вернем нефтяные доходы в Астрахань»,
– вспоминает Алымов. – Тема возвращения налогов не замалчивалась: все политические силы, включая Жилкина, поднимали ее регулярно, поскольку изменение правил налогообложения оказалось для региона очень болезненным – мы добились поставленной цели по сбору налогов, но денег так и не ощутили. В итоге область оказалась в ситуации, когда доля налогов, остающихся в регионе, сократилась до 35%, а остальное стало уходить в Москву. В результате область оказалась в наименее выгодном положении среди всех регионов юга России – у соседей соотношение противоположное, 65 на 35, а в среднем по стране оно составляет 50 на 50».
Из-за резкого падения доходов областным властям не оставалось иных вариантов, кроме масштабных заимствований, что тут же вызвало резкую критику.
«Надо осуществить дефолт. Региону нужно объявить себя банкротом. Отказаться платить по так называемым долгам федеральному Минфину, банкам. Такой шаг должен смотивировать федеральное правительство на изменение законодательства», – заявил два года назад в интервью «Новым Известиям» депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Шеин, главный астраханский оппозиционер эпохи Жилкина. На конец 2016 г. отношение госдолга Астраханской области к ВРП находилось на почти катастрофическом уровне 135,4%, и, хотя в 2017 г. показатель удалось снизить до 97,4% (а сам объем долга – до 27,8 млрд руб.), ситуация в бюджетной сфере остается крайне сложной.
«Добиться возврата нефтяных доходов пока не удалось, – констатирует Алымов. – Кандидаты в депутаты 3 года назад декларировали свои лозунги, исходя из чаяний людей, затем выдвигали соответствующие предложения в Госдуме, но есть еще интересы федерального бюджета, и 3 депутата от одного региона изменить налоговую политику всей страны, конечно, не могут.
Хотя в 2018 г. федеральный бюджет все же поощрил Астраханскую область за успехи в сборе налогов, предоставив ей 8 млрд руб. после того, как ЛУКОЙЛ запустил месторождение имени Филановского».
Надо отметить, к чести Жилкина, что риски нарастающей зависимости экономики он прекрасно понимал и регулярно выдвигал идеи диверсификации. В числе приоритетных направлений рассматривался туризм, сельское хозяйство и пищепром, транспорт, логистика.
Особые надежды возлагались на то, что потребности нефтяников и газовиков смогут загрузить заказами промышленность области, прежде всего – судостроение.
К концу советского периода, отмечают специалисты Астраханского государственного технического университета, отрасль обеспечивала 13% общего объема промышленного производства региона, на нее приходилось около 10% его трудового потенциала.
После распада СССР астраханские судостроители в значительной степени переориентировались на обслуживание нефтегазового комплекса. В 1999 г., впервые в России, заводом «Красные баррикады» была построена самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Астра», с помощью которой ЛУКОЙЛ открыл на Каспии 6 шельфовых месторождений нефти и газа. Заказ на ледостойкую стационарную платформу (ЛСП) для месторождения имени Юрия Корчагина, первого, которое ЛУКОЙЛ начал разрабатывать на шельфе Каспия, был размещен на астраханских мощностях – судостроительно-судоремонтном заводе «Лотос» группы «Каспийская энергия». Ей же должен был достаться и крупный контракт по месторождению имени Филановского, но осенью 2011 г. ЛУКОЙЛ передумал и разместил заказ на платформы райзерного блока и плавучего жилого модуля на «Красных баррикадах», предоставив заводу крупный аванс порядка 1 млрд руб.
Относительно причин ухода к конкуренту выдвигались разные версии. Источники, близкие к ЛУКОЙЛу, утверждали, что предыдущий подрядчик сорвал сроки исполнения контракта по месторождению имени Корчагина, в связи с чем начало добычи на нем пришлось сдвинуть с 2009 на 2010 г. Напротив, заместитель министра транспорта области Станислав Федулов заявлял, что ЛУКОЙЛ недоплатил «Каспийской энергии» по контракту 1,5 млрд руб.
Какое из этих объяснений больше соответствовало действительности, сейчас уже по большому счету неважно, поскольку сотрудничество с ЛУКОЙЛом закончилось для «Красных баррикад» плачевно. Сроки выполнения работ по жилому модулю постоянно срывались, и в результате «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» разорвал контракт с «Красными баррикадами», обратившись в суд с исками к заводу и Сбербанку, который предоставлял гарантии по контракту. В 2017 г. Арбитражный суд Астраханской области взыскал с «Красных баррикад» в пользу ООО «ЛУКОЙЛ- Нижневолжскнефть» почти 613 млн руб., а затем признал завод банкротом. Не обошлось и без уголовного дела против гендиректора и бенефициара «Красных баррикад» Александра Ильичева, который был заподозрен в невыплате заработной платы сотрудникам и взят под стражу.
«Проблемы судостроительного комплекса области в конечном итоге связаны с тем, что в этой отрасли не нашлось компетентных людей, как это произошло в той же нефтегазовой промышленности,
– комментирует основатель аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. – Даже самый гениальный менеджер весь комплекс проблем не разрулит, а те менеджеры, которые есть, точно не гениальные. Прямой вины Жилкина здесь нет. Другое дело, что все годы его работы были отмечены бездействием в грузовой транспортной отрасли, никаких принципиальных решений не принималось. Отсюда – масса упущенных возможностей и полуразваленное состояние транспортного комплекса, плюс значительная часть мощностей по перевалке грузов попала под контроль кланов одной из соседних республик. Сидеть и ждать у моря погоды – неправильная позиция губернатора, даже если в регионе работают крупнейшие компании. ЛУКОЙЛ не будет содержать Астраханскую область на доходы от Когалыма, Лангепаса и Урая».
Действительно, транспортно-логистическая сфера оказалась самым слабым звеном экономики области последних лет, несмотря на множество планов ее развития, связанных с формированием международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток».
Памятником амбициям стал новый порт Оля в дельте Волги, который в 2017 г. обработал всего 267,9 тыс. тонн грузов, хотя власти собирались довести его перевалку до нескольких миллионов тонн. Стагнирует грузооборот и в терминалах Астрахани, которые в 2017 г. перевалили лишь 2,32 млн тонн (на 10,3% меньше, чем годом ранее).
Другое дело, что нефтегазовая отрасль Астраханской области в ближайшие годы имеет прекрасные перспективы дальнейшего роста.
«Через год-полтора будем выходить на объемы больше 10 млн тонн. Регион будет добывать около 24 млн тонн нефти к 2025 г.», – заявил Жилкин в середине 2017 г. Планы «Газпрома» по освоению левобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения простираются на два столетия вперед: в начале 2016 г. «Газпром» защитил в Роснедрах технологический проект его разработки.
В 2019 г. в правобережной части этого месторождения должен появиться еще один крупный недропользователь – холдинг «ЕвроХим», планирующий построить комплекс полного цикла по добыче и переработке газа. Астраханской нефтегазовой компании, которую «ЕвроХим» приобрел в 2014-2015 гг., принадлежит лицензия на добычу 220 млрд м3 газа и 20 млн тонн нефти, а ожидаемый объем вложений привычно измеряется миллиардами рублей.
Можно вспомнить и еще об одном нашумевшем проекте – сверхглубоком (порядка 5 километров) месторождении Великое в Харабалинском районе, запасы которого были предварительно оценены в 300 млн тонн нефти и 90 млрд м3 газа. В 2014 г. руководитель НГК АФБ, лицензиара Великого, говорил, что промышленная добыча нефти на месторождении может начаться через 5-7 лет, однако пока этот проект находится в стадии поиска партнеров.
Понятно, что при наличии таких перспектив задача-минимум для любого губернатора Астраханской области сводится к поддержанию хороших отношений с руководителями крупнейших недропользователей – что, кстати, вполне неплохо удавалось Жилкину. Неудивительно, что первая рабочая встреча врио астраханского губернатора Сергея Морозова, ранее работавшего заместителем директора Федеральной таможенной службы, а до этого – в Минобороны и ФСО, состоялась с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.
«Вряд ли заданный при Жилкине курс содержательно изменится при Морозове. За то время, что он проработал в ФТС, не запомнилось ни одно его выступление или высказывание,
– считает Безбородов. – Возлагать надежды на принятую в 2017 г. Стратегию развития морских портов на Каспии не стоит. Она изначально была неработающим документом, вокруг которого вращалось столько лоббистов, что никакого смысла в нем не было уже на этапе подготовки. Поэтому иного сценария развития региона, кроме инерционного, с взятием под контроль каких-то потоков, которые еще не поделены, не просматривается».
Николай Проценко