Рынок СПГ, несмотря на негативные прогнозы 2-3-летней давности, демонстрирует уверенный рост. Ведущий мировой экспортер сжиженного природного газа Катар собирается значительно увеличить производство энергоносителя, такие же планы у России и США. Однако торговая война с Китаем может несколько поменять перспективы американских компаний по расширению СПГ-проектов. И возникает вопрос, куда пойдет американский газ, ведь сланцевая революция уже затоварила Соединенные Штаты дешевым голубым топливом и ему явно будет тесновато в рамках внутреннего рынка.
По прогнозу председателя концерна Shell в России Седерика Кремерса, который он озвучил на конференции «Нефть и газ Сахалина», мировой спрос на сжиженный природный газ в перспективе до 2030 г. будет расти как минимум на 4% ежегодно, при этом существующих СПГ-мощностей даже для удовлетворения текущего спроса недостаточно.
«Многие говорили, что рынок СПГ будет затоварен во временной период, в который мы живем сегодня, когда в глобальном масштабе запускались новые СПГ-проекты. В последние годы спрос увеличивается гораздо большими темпами, чем прогнозировали эксперты. Поэтому мы не видим избытка на рынке СПГ.
Мы ожидаем, что на горизонте до 2030 г. мы увидим, что ежегодно спрос на СПГ будет расти как минимум на 4% в год. Именно такими темпами»,
– сообщил он, отметив, что сейчас недостаточно проектов, которые выходят на проектную мощность, для того, чтобы восполнить тот спрос, который есть на рынке.
Уже ясно, что главным драйвером роста потребления СПГ в мире является Китай. По данным Главного таможенного управления этой страны, в августе 2018 г. КНР импортировала 4,71 млн тонн СПГ, что на 51,5% больше показателя за тот же месяц 2017 г. В январе – августе закупки СПГ за рубежом увеличились на 47,8%, достигнув 32,63 млн тонн. В 2017 г. Китай обогнал Южную Корею, заняв 2-е место после Японии по объему закупок СПГ в мире – 38 млн тонн, что на 46% больше показателя 2016 г. В 2019 г., по оценкам Международного энергетического агентства, Китай может выйти на 1-е место в мире по объемам импорта природного газа. Прогнозируется, что к 2023 г. КНР увеличит потребление газа на 60%, а импорт – на 82%.
Напомним, что 24 сентября Китай ввел 10-процентные ввозные пошлины на товары из США стоимостью $60 млрд в год, включая СПГ.
Торговая война США и КНР может привести к серьезным изменениям в мировой отрасли производства этого энергоносителя.
По данным Reuters, экспорт СПГ из США в КНР в июле 2018 г. составил всего 130 тыс. тонн, хотя еще в мае он находился на уровне 400 тыс. тонн.
После ввода ответных пошлин министр коммерции КНР Ван Шоувэнь подчеркнул, что США являются важным поставщиком СПГ в Китай, но из-за ограничительных торговых мер, принятых американской стороной, Китай вынужденно принял аналогичные меры. Министр заявил о способности совместно с Россией преодолеть последствия санкций, а это уже недвусмысленный намек на то, что для российской СПГ-отрасли могут открыться новые перспективы.
Кстати, директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго Александр Гладков в ходе конференции «Нефть и газ Сахалина» сообщил, что Россия к 2035 г. может увеличить производство СПГ почти в 4 раза, а ее доля на мировом рынке должна вырасти за 17 лет с 4,5% до 15-20%.
Катар еще более агрессивно настроен на захват своей доли и уже к 2025 г. планирует увеличить производство сжиженного метана на 40% – с 70 до 110 млн тонн в год по сравнению с текущим уровнем.
В то же время планы американских компаний Cheniere Energy, Sempra и Kinder Morgan по строительству новых экспортных терминалов или расширению существующих из-за ответных китайских пошлин могут быть пересмотрены. В частности, в состоянии неопределенности оказалось строительство завода Magnolia LNG в Луизиане.
Российские отраслевые эксперты отмечают, что Китай действительно собирается как можно больнее ударить США своими ответными пошлинами. На этом фоне российские компании должны воспользоваться благоприятным моментом для увеличения своего присутствия на рынке КНР.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин уверен, что Китай будет использовать все элементы давления на США, потому что получить СПГ у других производителей на текущий момент несложно.
«Американский СПГ может пойти на другие рынки Юго-Восточной Азии. Однако новые объемы – это всегда давление на ценообразование. То есть придется делать определенные дисконты, что бы эти рынки получать»,
– заметил эксперт в интервью «НиК».
Он считает, что у России, благодаря торговой войне Вашингтона с Пекином, есть хорошая возможность увеличить свою долю на китайском рынке СПГ, если КНР наотрез откажется принимать американский сжиженный метан.
Руководитель направления «Газ и Арктика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов напомнил, что на сегодняшний день торговля СПГ идет через агрегаторов, поэтому нельзя определить, молекула американского или российского газа присутствует в этих поставках.
«У агрегаторов объемы СПГ законтрактованы, и вычленить, какие объемы американского СПГ не достигнут берегов КНР, практически невозможно. Поэтому пока прямой зависимости рынка СПГ от информационной войны не наблюдается», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он рассказал, что Китай делал большие инфраструктурные вложения в американские активы, в том числе и заводы по сжижению, мощности по добыче газа.
«Совсем не обязательно, что Пекин претендует на прямые поставки СПГ от американских проектов, но КНР рассчитывает на объемы сжиженного газа, которые эти заводы поставляют на мировой рынок. В долгосрочной перспективе, если торговая война будет усугубляться и КНР введет 25-процентную пошлину на американский экспорт, это приведет к дисбалансу по определенным сделкам, но не к фундаментальным изменениям на рынке»,
– пояснил Самсонов.
Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов указал, что в США действительно наблюдается перепроизводство газа и оно нарастает.
«США начнут борьбу за европейский рынок. У них уже есть сильные субрегиональные рынки в Европе – это Испания и Великобритания. На них американский СПГ может конкурировать с газом «Газпрома», а вот на корневых рынках Германии, Франции, стран Бенилюкса и Восточной Европы они конкурировать не смогут, так как туда идет российский трубопроводный газ.
За корневой рынок континентальной Европы США бороться очень сложно, и они постараются включить политический рычаг, пытаясь всячески выдавить Россию неэкономическими методами. Экономическими это сделать невозможно»,
– заметил эксперт в интервью «НиК».
Он предположил, что у США возникнут проблемы с реализацией СПГ. «Они будут вынуждены демпинговать, бороться политическими и протекционистскими методами за часть рынка. Это политика Трампа, и пока ничто не предвещает, что он свернет с этой понятной ему тропы торговой войны», – считает Анпилогов.
Эксперт отметил, что Китаю выгодно покупать СПГ, так как основные китайские потребители расположены вдоль побережья.
«С моей точки зрения, на китайском рынке СПГ будет присутствовать Россия, Австралия, Катар. США вряд ли останутся, так как Китай бьет по самым больным местам китайско-американского торгового оборота и включает именно те моменты, на которых Трамп пытается выстроить свою политическую платформу. Это фермеры, промышленность, а также энергетики, которые и привели Трампа к власти»,
– заявил он.
По его мнению, будет нарастать борьба и за индийский рынок, так как экономический рост Индии идет быстрее, чем в Китае.
«США пока успешно торпедируют проект трансафганского газопровода (ТАПИ – прим. «НиК»), то есть не пускают в Индию среднеазиатский газ. Иран может решить нехватку энергоресурсов Пакистана и Индии либо за счет трубопровода через Пакистан в Индию, либо посредством освоения месторождения «Южный Парс», которое позволит Ирану выйти на рынок СПГ. Какой-то проект обязательно будет реализован, но до этого времени у США есть шансы захватить часть индийского рынка, подвинув Катар и заместив его объемы австралийскими поставками. Но это придется делать торговым протекционизмом, устраняя конкурентов через политическое давление, скандалы, подкуп союзников. Сейчас Индию подкупают тем, что пообещали поставлять американскую или саудовскую нефть по низким ценам. Однако если это приведет к банальному росту цен на энергоносители, то Индия не будет своим экономическим ростом оплачивать внешнеполитические «хотелки» США», – резюмировал эксперт.
Екатерина Вадимова