Posted 21 сентября 2018,, 17:04

Published 21 сентября 2018,, 17:04

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Тема недели: инвентаризация для НДД

21 сентября 2018, 17:04
Инвентаризация направлена на установление единого дифференцированного подхода к налогообложению

На прошедшей неделе вице-премьер РФ Дмитрий Козак объявил о подготовке дорожной карты инвентаризации нефтяных месторождений. Данная информация повергла в некоторое недоумение представителей геологической отрасли России, которые уже давно в непрерывном режиме ведут учет российских запасов. Впрочем, как уточнил сам вице-премьер, смысл нового учета направлен на установление единого дифференцированного подхода к налогообложению, проще говоря льготам. Аналитики считают, что, скорее всего, отрасль готовят к масштабному переходу на НДД (налог на добавленный доход).

«Уже к 1 ноября соответствующая дорожная карта должна быть подготовлена. Министерство природы должно оценить с точки зрения геологических условий, в которых находятся месторождения, с точки зрения извлекаемости ресурсов; выработать эти критерии – Минэнерго, Минприроды вместе с нефтяными компаниями и наложить эти критерии на все те запасы, которые имеются в нашем распоряжении… К 1 ноября будет дорожная карта по инвентаризации месторождений, по подготовке нормативно-правовых актов применительно к результатам этой инвентаризации по установлению дифференцированных подходов по налогообложению по этим месторождениям», – цитирует Козака РИА Новости.

Он уточнил, что правительство собирается субсидировать те месторождения, на которых сегодня нет добычи, соответственно, нет доходов у федерального бюджета.

«Нам необходимо их простимулировать, чтобы они не закрывались, чтобы туда пошли инвестиции, чтобы туда внедрялись новые технологии», – сказал вице-премьер.

Эксперт Института энергетики Алексей Белогорьев заметил, что идея пересмотра геологических запасов действительно присутствует со времен утверждения новой методологии отсчета запасов и многие российские ведущие институты, которые занимаются геологией, предлагали это сделать.

«Другое дело, что подсчет запасов происходит на уровне компаний. И я сомневаюсь, что применительно к крупным и средним месторождениям можно узнать что-то принципиально новое. Однако в отношении малых месторождений и низкорентабельных возможно появление новых данных. Геологические запасы весьма подвижная величина, и это связано не только с экономикой, но и с разработкой новых технологий геологоразведки, с их точностью. Поэтому в отношении целого ряда месторождений есть много вопросов как в сторону увеличения, так и в сторону занижения запасов», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Белогорьев считает, что основной смысл этой инвентаризации – подготовка базы для масштабного перехода на НДД.

«В преддверии ожидаемого в отрасли масштабного перехода на НДД в начале 2020-х гг. по каждому месторождению необходимо принимать индивидуальное решение. С этой целью требуется создание какой-то единой обосновывающей базы»,

– отметил эксперт.

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева уверена, что с учетом текущей экономической ситуации и инициативы по завершению налогового маневра инвентаризация необходима.

«Она нужна для того, чтобы понимать, какая в отрасли ситуация и кто на какие льготы может претендовать», – пояснила эксперт в интервью «НиК».

По ее мнению, пересмотр льгот главным образом затронет компании, у которых есть обводненные месторождения: «Можно сказать, что инвентаризация затронет все компании. Потому что «Роснефть», «Газпром нефть» и «Татнефть» претендуют на льготы по определенным месторождениям. Из этого списка можно исключить только ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».

Кокорева считает, что создавать новую структуру для инвентаризации было бы нелогично – это дополнительные затраты.

«Инвентаризация проводится не только для того, чтобы посмотреть на состояние месторождений и указать на необходимость льгот, а чтобы само ведомство передало эти данные выше»,

– считает эксперт.

Гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев напомнил, что существует Российский федеральный геологический фонд (Росгеолфонд):

«Он в непрерывном режиме занимается инвентаризацией российских месторождений с 1937 г., когда был создан по приказу Лаврентия Берии. Учет месторождений поставлен на уровень, который в настоящее время является лучшим в мире. Ведутся и пилотные проекты по новым технологиям. Сейчас Росгеолфондом подготовлен госдоклад по недропользованию в сфере нефти и газа за 2016 г. В ноябре уже будет готов доклад за 2017 г. – это огромная работа и большое госфинансирование. Я не понимаю, что можно сделать сверх того, что уже делается. Конечно, всегда найдется место для улучшений, но это не значит, что надо создавать новую структуру. Она реально ничего сделать не сможет, потому что для решения проблемы учета месторождений нужны многие десятилетия. Свои усилия прилагает Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) и Центральная комиссия по разработке нефтяных и газовых месторождений (ЦКР)», – рассказал эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, дорожная карта инвентаризации нефтяных месторождений бессмысленна, потому что она и так идет постоянно и беспрерывно с 1937 г.

«Работа велась, ведется и будет вестись всегда, до тех пор, пока существует наше государство. Как это все соотнести с планируемой инвентаризацией, я не понимаю», – заявил Танкаев.

Он отметил, что существует определенный набор льгот, которые предоставлялись недропользователям, они отражены в лицензионных соглашениях, которые хранятся в Росгеолфонде.

«Провести анализ всех лицензионных соглашений – большая техническая работа, для нее нужен дополнительный объем финансирования и дополнительные единицы численности служащих. Анализ лицензионных соглашений ведется по запросу конкретных недропользователей, но системной работы по всем лицензионным соглашениям нет. Просто для этого нет штата и финансирования. Если это появится, то Росгеолфонд легко справится с этой задачей за небольшой промежуток времени»,

– сообщил эксперт.

Кроме того, он заметил, что один уровень просто провести инвентаризацию всех лицензионных соглашений, какие существуют, а второй – оценить целесообразность выданных льгот.

«Мы анализировали какие-то льготы специально за текущий год. В результате этой работы постоянному анализу подвергалось бы Самотлорское месторождение «Роснефти». Но инвестиционное соглашение по его эксплуатации, которое подписано госкомпанией, владеющей лицензией, даже формально льготой назвать сложно. Напомню, что в советское время это крупнейшее нефтяное месторождение России загубили. В последнее десятилетие Самотлор постепенно восстанавливают, это огромная кропотливая работа. К моменту распада СССР обводненность нефти на Самотлоре составляла 98%, сейчас она снизилась до 95%. Для такого гигантского месторождения 3% очень много. Это характеризует ситуацию с данным месторождением. Выделение нефти из этой воды и дальнейшая утилизация отходов требует огромных затрат. Собственно, это и прописано в инвестиционном соглашении», – рассказал Танкаев.

При этом эксперт согласен с тем, что анализировать инвестиционные соглашения, безусловно, надо.

«Было принято решение об изменении системы налогообложения нефтяной отрасли и переходе на НДД. Государство побаивается его вводить повсеместно, поскольку опасается, что компании будут занижать финансовые показатели и завышать расходы. И таким образом уходить от налогообложения»,

– пояснил гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал».

Стоит отметить, что информацию об ускоренном распространении НДД в отрасли подтвердил глава «Газпром нефти» Александр Дюков. В ходе Тюменского нефтегазового форума он заявил, что Минфин РФ поддерживает скорейшее изменение налогового режима в нефтяной отрасли.

«Вчерашнее заседание (совещание у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 18 сентября – прим. «НиК») показало, что это понимание есть и у главного оппонента отрасли – Минфина. Те меры, которые были вчера озвучены консолидированно Министерством энергетики и компаниями, не встретили ярого сопротивления со стороны Минфина... Вчера господин министр финансов сказал, что они поддержали бы идею более скорого перехода на НДД для всех месторождений», – отметил Дюков.

Екатерина Вадимова

"