Posted 21 сентября 2018, 13:16
Published 21 сентября 2018, 13:16
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Белоруссии невыгодно экспортировать свои нефтепродукты через российские порты, считает коммерческий директор «Белорусской нефтяной компании» (БНК) Сергей Гриб. «Необходимо смотреть тарифную политику как железной дороги, так и терминалов по перевалке. Если складывать в комплексе как перевалку, так и транспортировку, то в настоящий момент затраты на поставки выше в России, чем в странах Балтии», – пояснил топ-менеджер крупнейшего экспортера Белоруссии. В результате в 2018 году БНК поставила за рубеж через территорию РФ всего 42 тыс. тонн нефтепродуктов. Для сравнения, за восемь месяцев 2018 года через Литву было экспортировано 1,06 млн тонн, через Латвию – 2,94 млн тонн, а через Эстонию – 444 тыс тонн. То есть, в общей сложности примерно в 100 раз больше, чем через Россию.
Основным внешним рынком для Белоруссии является соседняя Украина. Доля БНК в структуре украинского импорта дизтоплива, например, превышает 80%. Таким образом, вопрос экспорта белорусских нефтепродуктов через российские порты остается камнем преткновения в отношениях наших стран.
По подсчетам Минска, белорусские производители нефтепродуктов могут переплатить примерно $150 млн при переориентации своего экспорта с морских терминалов Прибалтики на российские, поскольку тарифы будут рассчитываться «за счет более длинного транспортного плеча». В настоящее время российские поставки нефти в Белоруссию идут беспошлинно. Российский бюджет несет потери, которые, как отмечают эксперты, можно оценить в $1,4 млрд долларов в год при нынешних ценах на нефть.