Нефтегазовая отрасль России недостаточно цифровизирована

20 сентября 2018, 10:05
Первый заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ – о цифровизации отрасли, налоговом маневре и утилизации ПНГ

В эпоху развития цифровых технологий нефтегазовая отрасль России на сегодня недостаточно цифровизирована. Потенциал этих технологий в нефтегазодобыче и переработке очень большой. Об этом заявил Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ, выступая на VIII ежегодной конференции «Нефтегазопереработка-2018», состоявшейся на прошлой неделе в Москве.

«Нефтегазовая отрасль достаточно консервативна, но, следуя мировым трендам в части цифровизации, я думаю, что маржинальность продукции для любого НПЗ можно увеличить кратно. Это может обеспечить применение технологии BIM и других прогрессивных технологий, которые дают возможность автоматизировать процессы управления персоналом, оборудованием и всем чем угодно»,

– сказал Селезнев.

Селезнев отметил, что нефтегазовая отрасль относится к критически важной и является главным источником валютных и налоговых поступлений страны. На ее долю приходится порядка 12% всего промышленного производства и более 40% поступлений в бюджет. Добываемые в России углеводороды позволяют полностью удовлетворить на сегодня внутренний спрос на топливо, обеспечить энергобезопасность и вносить значительный вклад в мировую энергетику.

В прошлом году Россия заняла 1-е место по объемам добычи нефти, 2-е – по объемам добычи газа. По объемам нефтепереработки страна входит в тройку мировых лидеров.

«Отношение к внедряемым технологиям в отрасли тоже должно быть критически важным. А мы сидим практически полностью на импортном софте, сегодня все диктуют зарубежные вендоры, что не может не беспокоить. Нужно глубже смотреть, что можно сделать по программе импортозамещения, для того чтобы энергетическая независимость и энергетическая безопасность страны были не только на словах, но и на деле», – подчеркнул зампред Комитета по энергетике.

Говоря о налоговом маневре в нефтяном секторе, Селезнев признал, что отрасль нефте- и газопереработки, а также добычи весьма неоднозначно относится к этой инициативе.

«Но коль это принято, надо исполнять. Мое личное мнение, что это все-таки шаг вперед, поскольку налоговый маневр призван стимулировать внутреннюю переработку, а не экспорт сырья.

Естественно, как это будет происходить на деле, дальше должны определять отраслевые эксперты. Уже сейчас от них поступают инициативы и письма, в которых отражается та проблематика, которая не учитывалась законодателями и правительством. Совместными усилиями эти вопросы нужно решать», – сказал законодатель.

Еще один вопрос, затронутый Селезневым, – переработка попутного нефтяного газа. Эта тема не новая, соответственные поручения были даны еще в 2007 г. Президент РФ ставил задачу довести переработку и эффективное использование ПНГ до 95% и выше. Это не было исполнено в первичные сроки в результате экономического кризиса в 2008 г., а также по причине введенных санкций. Исполнение поручения было перенесено на 2020 г.

«С учетом того, что с 2020 г. компании ожидают существенного повышения экологических платежей за сжигание ПНГ на факелах, я думаю, что более рационально в оставшиеся два года запустить в стране новый виток инвестпрограмм по утилизации ПНГ, в том числе в области газонефтехимии.

Безусловно, такую проблему тяжело решать отдельно взятой компании. Здесь необходим консорциум и без финансирования тоже не обойтись», – заключил зампред Комитета по энергетике.

#Налогообложение нефтегазовой отрасли #Аналитика #ПНГ #Налоговый маневр #Утилизация #Цифровые технологии
Подпишитесь