Posted 12 сентября 2018, 08:12
Published 12 сентября 2018, 08:12
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
10 сентября на заседании президиума Государственного совета, посвященного опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока, министр энергетики Александр Новак озвучил промежуточные итоги трехлетнего снижения тарифов на электроэнергию (мощность) для потребителей Дальнего Востока.
В 2017-2018 гг. на это было направлено порядка 60 млрд руб., еще 40-45 млрд руб. запланированы на 2019 г. Нагрузка ложится на стоимость производства электроэнергии в Европейской и Сибирской зонах оптового рынка и затем транслируется в цены розничного рынка для потребителей нерегулируемой сферы, к которой относится в числе прочего малый и средний бизнес, сельхозпроизводители, а также бюджетная сфера. Основными выгодоприобретателями стали крупные компании. Экономия средств для бюджетной сферы ДФО составила 11 млрд руб., малого и среднего бизнеса – около 12 млрд руб., крупный бизнес получил 36 млрд руб.
Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, комментируя озвученные цифры, заявил, что механизм работает недостаточно точно, поскольку более 60% полученных от его работы средств достаются крупному бизнесу.
«При продлении механизма потребуется корректировка, повышение адресности, чтобы основными выгодоприобретателями были не «титаны бизнеса», а весь регион, прежде всего малый и средний бизнес, сельхозпроизводители, востребованные инвестиционные проекты», – говорит Завальный.
В свою очередь Сергей Гумеров, сооснователь и директор по развитию ООО «Институт рациональных технологий», отмечает, что у органов власти отсутствует объективный инструмент оценки последствий тарифного выравнивания, перекрестного субсидирования, экономической обоснованности тарифных решений.
«Комитет Госдумы по энергетике в мае 2018 г. только начал экспертные слушания по формированию межотраслевого и межтерриториального баланса ресурсов. Именно инструмент балансирования цен, объемов и мест размещения производства позволяет обоснованно выбирать параметры, в том числе и тарифного регулирования. Введение этого инструмента пока сдерживается интересами отдельных участников рынка», – говорит Гумеров.
По его мнению, текущая попытка переложить компенсацию региональной межтарифной разницы на федерального участника («Русгидро») лишь увеличивает нагрузку на потребителей электроэнергии Европейской и Сибирской зоны. В целом последствия применяемого механизма для экономики РФ скорее будут отрицательными ввиду стимуляции более энергоемких производств, находящихся на севере Дальнего Востока.
Что касается создания долгосрочных благоприятных условий для инвестиций в экономику Дальнего Востока, то, по словам Завального, на это в полной мере направлен принятый недавно Государственной Думой законопроект о прямых двусторонних договорах. Документ дает возможность установления долгосрочных (не менее 5 лет) тарифов на электроэнергию, что должно существенно улучшить экономику проектов, уменьшить срок их окупаемости и облегчить принятие соответствующих инвестиционных решений.