Третья попытка «газовой принцессы»

7 сентября 2018, 13:23
Как ни парадоксально, но с Юлией Тимошенко как в России, так и в Европе связаны определенные ожидания нормализации обстановки на Украине

Выборы президента Украины, назначенные на 31 марта 2019 г., могут принести долгожданную победу Юлии Тимошенко, которая с большим отрывом лидирует в социологических опросах. Выдержав «гроссмейстерскую паузу» в несколько лет, первая леди украинской политики успешно создает образ кандидата, критически настроенного в отношении действующих властей страны и при этом не несущего прямую ответственность за результаты их действий, – удобная стартовая позиция для успешной кампании. При этом именно с Тимошенко как в России, так и в Европе связаны определенные ожидания нормализации обстановки на Украине, переживающей одну внутреннюю смуту за другой. Со своей стороны, ее соседи готовы приложить определенные усилия в этом направлении, и первый шаг уже сделан: украинская газотранспортная система будет сохранена и после 2019 г.

Неприкосновенный запас политического капитала

Лидерство Тимошенко за несколько недель до официального старта кампании признается многими соцопросами. По данным фонда «Демократические инициативы», опубликованным в начале сентября, Тимошенко занимает 1-е место среди кандидатов, которые с большой вероятностью примут участие в выборах, – за нее готовы голосовать 17,8% украинцев, собирающихся прийти на избирательные участки. Показатель, конечно, не самый впечатляющий, но следует учитывать традиционно высокую фрагментацию украинского политического поля, в условиях которой второй тур выборов президента становится практически неизбежным. Рейтинг Тимошенко уверенно растет (в мае «Демократические инициативы» фиксировали 13,3% в ее поддержку), а остальные претенденты все больше отстают. Действующий президент Петр Порошенко, согласно тому же опросу, имеет поддержку лишь 7,9% респондентов, оказавшись на 3-м месте после лидера партии «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко (8,4%). Важно отметить, что предпочтения определились лишь у 37% опрошенных – значительное число украинцев не знает, кому готово отдать голос, либо вообще не намерено голосовать.

Для Тимошенко принципиальное отличие нынешней попытки стать президентом Украины от двух предыдущих заключается в том, что большую часть текущего политического «сезона» она фактически пропустила. В преддверии своей первой кампании 2010 г., когда Тимошенко проиграла Виктору Януковичу, она была премьер-министром Украины. Большую часть президентства Януковича Тимошенко, как известно, провела под следствием, а затем в заключении, при этом оставаясь постоянной величиной украинской политики и информационной повестки, хотя на выборах президента 2014 г. ей удалось взять всего 12,8% голосов. Затем публичная активность Тимошенко резко снизилась – за последние 3 года она редко выступала с громкими заявлениями, не претендовала на статусные должности в исполнительной власти, держалась в стороне от международных переговоров с участием Украины. Стратегия оказалась выигрышной: по мере того как Порошенко терял поддержку значительной части украинцев, Тимошенко не спеша готовилась к третьему походу за президентским креслом.

«Тимошенко повезло: она не принимала активного участия в политических процессах последних лет, на ней не висят какие-то деструктивные действия – она просто выступала критиком нынешней украинской власти,

– говорит руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. – В 2014 г. на евромайдане кричали: Юле волю, но не власть – тогда казалось, что у Украины более радужные перспективы. Теперь политическое поле Украины зачищено, на нем не может быть пророссийских кандидатов, нет никакой дискуссии – можно стартовать только при наличии серьезных олигархических позиций, которые у Тимошенко есть. Если она правильно построит кампанию, может выиграть, причем не как лучший политик страны, а как человек, готовый разгребать авгиевы конюшни. У Тимошенко есть возможность договориться с Евросоюзом и получить нейтральную позицию России – по крайней мере, формально. Это очень важный посыл для граждан Украины, уставших от второго издания «руины», и для украинского бизнеса, который воспринимает антироссийскую позицию Порошенко как все более неадекватную».

Договороспособность Тимошенко будет оценена в Европе, убежден Колташов: там устали от попыток Порошенко усидеть на двух стульях, выпрашивая преференции у Европы и США, противоречия между которыми все более обостряются после избрания Дональда Трампа. Именно здесь возникает вопрос газовой «трубы».

Как известно, в ходе недавней трехчасовой встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель российский президент Владимир Путин заявил, что транзит газа через Украину будет сохранен и после завершения строительства «Северного потока – 2».

«Главное, чтобы украинский транзит – он традиционный для нас – соответствовал экономическим требованиям, был экономическим во всех смыслах этого слова», – отметил Путин.

Человеком, с которым можно будет решать вопросы по «трубе» в экономической плоскости, может оказаться именно Тимошенко, имеющая богатый опыт переговоров с Россией по газовым вопросам.

В конечном итоге газ и стал причиной ее злоключений в годы президентства Януковича: поводом для возбуждения самого громкого уголовного дела против нее стали заключенные в 2009 г. соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», якобы невыгодные для украинской стороны. Для Порошенко же газовые отношения с Россией стали, пожалуй, самым известным примером абсурдных с точки зрения здравого экономического смысла решений: отказавшись от закупок газа у «Газпрома», Украина стала получать его реверсом от европейских соседей.

Суета вокруг «трубы»

Тема транзита так или иначе будет затрагиваться основными политическими игроками в ходе президентской кампании, отмечает киевский политический аналитик и экономист Денис Гаевский. Порошенко будет делать привычный акцент на то, что Украина «слезла с газовой иглы России», и упоминать, что в рамках Стокгольмского арбитража «Нафтогаз» выиграл суд у «Газпрома» и Украина неизбежно получит более $2,5 млрд (несмотря на то, что судебные разбирательства продолжаются и перспектива получения денег неочевидна). Тимошенко же будет акцентировать внимание на том, что именно она подписала договор, позволивший «Нафтогазу» одержать победу в Стокгольме. В то же время, полагает Гаевский, Тимошенко будет остро критиковать действующую власть за рост тарифов на газ для бытовых потребителей, а руководство «Нафтогаза» – за начисленные и уже частично выплаченные многомиллионные премии по спору с «Газпромом», заявлять о необходимости наращивания добычи газа и т. д. Кроме того, она станет выступать против передачи газотранспортной системы (ГТС) Украины под частичное управление частным структурам (такая возможность оговорена в принятом в 2014 г. на Украине законе, по которому до 49% акций компании – оператора ГТС могут быть переданы юрлицам, зарегистрированным только в США и ЕС).

По последнему вопросу Тимошенко уже не раз высказывалась в последние месяцы. Еще в бытность премьером, напоминает российский политолог Станислав Смагин, она говорила, что модернизация ГТС невозможна без России, а нынешней весной заявила о стремлении властей незаконно и теневым образом приватизировать ГТС, чтобы передать в управление внешним силам. Поводом стала оценка ГТС, проведенная компанией Ernst & Young, примерно в €10 млрд, которую Тимошенко назвала «сознательным и опасным обесцениванием стратегического ресурса Украины… Хотелось бы посмотреть, как Ernst & Young построит аналогичную украинской ГТС систему за €10 миллиардов… Я считаю, что публикация заниженной в 30 раз стоимости газотранспортной системы – промывка сознания украинскому обществу перед «черной», обесцененной продажей ГТС».

Юлия Владимировна вернулась к теме в начале сентября, призвав парламентские партии поддержать «Батькивщину» в борьбе против приватизации: «Хочу предупредить тех, кто хочет забрать стратегическую украинскую собственность в темный период предвыборной кампании: ничто не пройдет, все вернут в государство. Приватизацию во время войны, кризиса и разрухи может проводить только враг Украины».

Прозвучат и другие мнения по поводу будущего «трубы». Например, продолжает украинский эксперт, экс-министр энергетики Украины и нынешний глава «Оппозиционного блока» Юрий Бойко наверняка будет призывать к прямым переговорам с Россией для сохранения за Украиной объемов транзита выше точки безубыточности работы ГТС и минимизации стоимости импортного газа, вернувшись, как минимум частично, к закупкам газа напрямую у России. Гаевский напоминает, что Бойко близок к бизнесмену Дмитрию Фирташу, владельцу химических и титановых заводов, работающих на грани рентабельности из-за высоких цен на газ либо простаивающих, в числе прочего из-за войны в Донбассе, как химический гигант «Стирол» в Горловке. Во времена Виктора Ющенко, до подписания Тимошенко газовых контрактов в 2009 г., структуры Фирташа получали газ из России по ценам ниже, чем «Нафтогаз».

«Наиболее реальный шанс сохранения полноценного функционирования украинской ГТС после 2019 г. – трехсторонний консорциум по управлению «трубой» с участием России и Евросоюза,

– считает Гаевский. – Это даст возможность загрузить магистральные газопроводы Украины топливом «Газпрома» на уровне, обеспечивающем бездотационную работу, и, с другой стороны, позволит сохранить техническую возможность получать газ в реверсном режиме. Не надо будет тратить бюджетные деньги для поддержания функционирования ГТС и перестраивать систему снабжения регионов Украины газом».

С этой идеей, напоминает киевский эксперт, не первый год выступает Виктор Медведчук, глава администрации президента Украины в годы Леонида Кучмы, который давно имеет репутацию самого пророссийского политика Украины.

«Медведчук недавно принял решение поддержать партию «За жизнь» бизнесмена Вадима Рабиновича, который, по всей видимости, будет выдвигаться в президенты, – говорит Гаевский. – Можно прогнозировать, что в предвыборную программу войдет пункт о трехстороннем консорциуме ЕС – Украина – РФ во имя сохранения транзита. Для этого Медведчук предлагает на первом этапе отменить закон, где прописана норма, разрешающая правительству передавать акции оператора ГТС американским или европейским компаниям».

«Газовую тему на президентских выборах разыграют лишь в том случае, если будет очень удобный для пиара политический повод, – считает Иван Лизан, экономический аналитик, редактор портала «Сонар-2050». – Это может быть стопроцентно выгодное для Украины решение Стокгольмского арбитража либо серьезный пакет американских санкций против европейских компаний, которые строят «Северный поток – 2». Но во втором случае пиар на подобном инфоповоде приведет к крайнему раздражению Европы, в частности Германии, что грозит Украине проблемами. Для Киева было бы разумнее не пиариться на газовой теме, тем более что в проекте бюджета на 2019 г. заложено очередное повышение цены на газ, а газовая тема для населения крайне болезненна. Люди не верят в «перемогу», для них газ – это исключительно «зрада» [предательство]».

Прокурорская добыча

Собственный предвыборный заход на газовую тему сделали и силовые структуры Украины. Несколько дней назад прокурор Юрий Луценко заявил, что начиная с 2014 г. только 43 из 722 лицензий на добычу полезных ископаемых в стране выданы по результатам аукционов, остальные – «в ходе чиновничьих игр». Это высказывание прозвучало после того, как на взятке попался Николай Фощий, первый заместитель главы Государственной службы геологии и недр.

Внимание прокуратуры совершенно оправданно.

Превращения Украины в великую газовую державу так и не произошло, хотя за годы правления Порошенко неоднократно говорилось, что обеспечивать потребности в газе можно за счет собственных ресурсов.

Согласно утвержденной кабинетом министров концепции развития газодобывающей отрасли, к 2020 г. добыча газа в стране должна достичь 27,5 млрд м3, однако цель выглядит недостижимо. В 2017 г. было добыто 20,5 млрд м3 газа (чуть больше, чем годом ранее), а за 7 месяцев 2018 г. добыча сократилась на 0,6%, до 11,972 млрд м3.

Среди главных причин стагнации добычи газа на Украине называется нестабильность регуляторной политики – правила игры постоянно меняются, а процесс выдачи лицензий крайне непрозрачен и ориентирован на «нужных людей». Прокуратура Украины ведет расследование законности выдачи лицензий ряду компаний, за которыми, по данным местных источников, хорошо просматриваются узнаваемые фигуры. В частности, как утверждает издание Liga.Net, компания «Аркона Газ-Энергия» контролируется юристами из команды Порошенко, а компания «Ист Юроуп Петролеум» входит в сферу интересов бизнесмена Павла Фукса, «унаследовавшего» часть активов семьи Януковича.

По словам Смагина, недавнее выступление генпрокурора закономерно сочли направленным против главы Министерства экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, а косвенно и против кабинета министров Украины Владимира Гройсмана. «Ситуация будет развиваться и дальше, так или иначе стыкуясь с предвыборной повесткой», – отмечает политолог.

«Генпрокурор Луценко за период пребывания в должности запомнился как наиболее эффектный, но самый неэффективный глава генпрокуратуры с точки зрения объективных интересов общества и государства, – отмечает Гаевский. – Его заявления не имеют никаких перспектив. Лицензирование добычи полезных ископаемых как было, так и будет оставаться большой коррупционной «кормушкой». Как показывает практика, украинские топ-чиновники фактически составляют касту неприкасаемых, будучи неподсудными в рамках сложившейся системы общественных отношений».

Враг моего врага

Скептически наблюдатели относятся и к предположению, что Тимошенко будет самым приемлемым для России кандидатом в президенты Украины, имеющим реальные шансы на победу.

«Тимошенко как новый «лучший выбор» – очередной «воображаемый друг». На Украине у нас могут быть только «воображаемые друзья», включая, если брать самые малореальные варианты, Медведчука,

– говорит Смагин. – Поскольку ориентиры и настроения украинского политического класса сместились резко вправо, Тимошенко, даже при наличии желания проводить чуть менее русофобскую политику, не может быть русофобом всего лишь «чуть больше, чем Янукович». Максимум чуть меньше, чем Порошенко и его группа товарищей. В середине июня она выступала на организованном ее «Батькивщиной» форуме «Новый курс Украины» и, сказав все дежурные слова о дружбе с Западом и «сделаем Украину великой вновь», позволила себе недостаточную агрессивность риторики по отношению к России, Донбассу и крымскому вопросу. Соцсети, «лидеры общественного мнения» и местные аналитики немедленно заклеймили ее как извечного агента Кремля, вновь проявившего свою вражью сущность. А в газовой проблематике Тимошенко и в мирные нулевые годы была вменяемым, но крайне жестким переговорщиком, яростно и, в общем-то, успешно отстаивавшим интересы своей стороны. Нет предпосылок, что сейчас она была бы более умеренным переговорщиком, чем Порошенко, Гройсман и «Нафтогаз»».

Но в контексте тенденций в мировой экономике Тимошенко действительно может оказаться тем кандидатом, который обеспечит более приемлемые отношения между Россией и Украиной при постоянно присутствующей третьей стороне – Евросоюзе.

«Евросоюзу важно не допустить дальнейшее осложнение отношений с Россией, что будет выгодно Вашингтону и невыгодно Германии и Франции. Стратегия Порошенко – торговаться и с ЕС, и с Америкой – была замечательна, пока не было таких противоречий между ЕС и США, и эти противоречия имеют глубокие экономические причины,

– поясняет Колташов. – Продолжение линии Порошенко не выглядит выигрышным, а Европе невыгодно давать уступки наподобие безвизового режима, ничего не получая взамен. В этих условиях Тимошенко действительно получает шанс при нейтрально-благожелательной позиции России, заинтересованной в постепенной нормализации отношений с Украиной, в том числе по газу. Здесь Тимошенко может прийти на подготовленную почву, поскольку Меркель уже договорилась по вопросу транзита с Путиным. У Тимошенко есть шанс вывести Украину из нынешнего состояния, когда она готова на все, лишь бы России было плохо, забывая о своих выгодах.

Нормализация ситуации на Украине может оказаться выгодной и для России, и для Европы, которые объективно противопоставлены США вне зависимости от взаимных симпатий и выступают за такую дружбу с Китаем, чтобы от нее постоянно не проигрывать экономически. Москва, Берлин и Париж – старые европейские центры силы – оказались между американским и китайским магнитами, не сформировав пока собственный полюс».

Формально Тимошенко более договороспособна по сравнению с Порошенко, который в рамках предвыборной кампании сделал ставку на национал-консервативную часть общества, фактически сжигая мосты с Россией, добавляет Гаевский. Однако, уточняет эксперт, позиция Украины как государства не является полноценно субъектной: следующему президенту Украины так или иначе придется учитывать интересы и ЕС, и США, ведя переговоры с Россией, в том числе по газовому вопросу. Более определенные прогнозы появятся лишь после того, когда свою позицию по предстоящим выборам на Украине займет Вашингтон.

Николай Проценко

#ГТС Украины #Украина #Россия #США #Европа #Аналитика #Транзит газа #Выборы президента
Подпишитесь